Плакат схема история развития информационного общества презентация. История развития информационного общества в мире
Краснотурьинский филиал
ГБПОУ «СОМК»
ОУД.07 Информатика
Основные этапы развития информационного общества
Бояринова О.В., преподаватель
ПЛАН:
- Основные этапы развития информационного общества.
- Этапы развития технических и информационных ресурсов.
1. Основные этапы развития информационного общества.
Начиная примерно с XVII века происходили существенные изменения в способах хранения и передачи информации.
В развитии человеческого общества существуют четыре этапа , названные информационными революциями , которые внесли изменения в его развитие.
Информационные революции - преобразования общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Информационные революции
Первая революция (VI тыс. до н. э.) связана с изобретением письменности.
Это привело к гигантскому качественному и количественному скачку.
Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Информационные революции
Вторая революция (середина XVI в.) связана с изобретением книгопечатания.
Это радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Появилась возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.
Грамотность становится всеобщим явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции.
Информационные революции
Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества.
Благодаря этому изобретению появились: телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Повысилась степень распространяемости информации, усилилась роль СМИ, появилась возможность оперативного общения людей между собой.
Информационные революции
Четвертая революция (70- е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.
На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-управляемых устройств и процессов.
Основные черты информационного общества.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.
Отличительные черты информационного общества:
- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
- развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
2. Этапы развития технических и информационных ресурсов.
Развитие вычислительной техники можно разбить на следующие периоды:
- Ручной (VI век до н.э. - XVII век н.э.);
- Механический (с середины XVII века);
- Электромеханический – с 90-х годов 19 в;
- Электронный (середина XX века - настоящее время).
При этом следует иметь в виду, что хорошо зарекомендовавшие себя средства всех четырех этапов развития ВТ используются человечеством и в настоящее время для автоматизации различного рода вычислений.
Китайский счет
Кость с зарубками
Узелки на веревках
Ручной этап развития вычислительной техники
Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации и базировался на использовании частей тела, в первую очередь пальцев рук и ног.
Фиксация результатов счета производилась различными способами: нанесение насечек, счетные палочки, узелки и др., группировки и перекладывания предметов.
Китайский счет
Кость с зарубками
Узелки на веревках
Ручной этап развития вычислительной техники
Около 3000 лет назад (V век до нашей эры), для счета стали использовать первый счетный прибор - абак, с которого и началось развитие вычислительной техники.
Абак - наиболее развитый счетный прибор древности, сохранившийся до наших дней в виде различного типа счётов.
(японские счеты)
(китайские счеты)
Развитие механики в 17 веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический принцип вычислений.
Первая механическая машина (Машина Шиккарда) для выполнения арифметический операций над 6-разрядными числами была описана в 1623 г. В. Шиккардом. Она состояла из независимых устройств: суммирующего, множительного и записи чисел.
Механический этап развития вычислительной техники
В 1642 г. выдающимся французским ученым Блезом Паскалем была построена «Паскалина» - машина, механически выполняющая арифметические операции над 10-разрядными числами. Механический «компьютер» Паскаля мог складывать и вычитать.
«Паскалина» состояла из набора вертикально установленных колес с нанесенными на них цифрами от 0 до 9. Считать на «Паскалине» было очень просто.
Механический этап развития вычислительной техники
В 1673 г.немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц сконструировал первый арифмометр- счетное устройство, которое не только складывало и вычитало, но и умножало и делило.
Арифмометры получили широкое распространение, неоднократно модифицировались.
Машина Лейбница
Арифмометр Томаса
Арифмометр Орднера
Механический этап развития вычислительной техники
В 30-е годы 19 в. Англичанин Чарльз Бэбидж предложил аналитическую машину, использующую принцип программного управления, явившуюся предшественницей современных ЭВМ.
В 1843 г. Адой Лавлейс (внучка поэта Байрона)для машины Бэбиджа была написана первая в мире достаточно сложная программа вычисления чисел Бернулли.
Проект аналитической машины не был реализован, но получил весьма широкую известность и заслужил высокую оценку целого ряда ученых, впервую очередь математиков.
Явился наименее продолжительным и охватывает всего около 60 лет.
Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление, планирование и др.), так и развитие прикладной электротехники (электропривод и электромеханические реле).
Первый счетно-аналитический комплекс был создан в США в 1887 г. Г. Холлеритом (табулятор Холлерита). Он использовался для переписи населения в России (1897 г.), США (1890 г.) и Канаде (1897 г.), для обработки отчетности на железных дорогах США, в крупных торговых фирмах.
Электромеханический этап развития вычислительной техники
В 1941 г. Конрад Цузе построил аналогичную табулятору машину, с программным управлением и запоминающим устройством.
В 1944 г. Айкен на предприятии фирмы IBM построил аналитическую машину "МАРК-1" на электромеханическом реле.
Электромеханический этап развития вычислительной техники
В СССР в 1957 г. была построена релейная вычислительная машина (РВМ-1).
Это был последний, крупный проект релейной ВТ. В этот период создаются машинно-счетные станции, которые являлись предприятиями механизированного счета.
В силу физико-технической природы релейная ВТ не позволяла существенно повысить скорость вычислений; для этого потребовался переход на электронные безинерционные элементы высокого быстродействия.
Всю электронно-вычислительную технику принято делить на поколения.
Смена поколений зависит от элементной базы ЭВМ, т.е. технической основы.
Электронный этап развития вычислительной техники
I поколение (1945-1959)
- Системное программное обеспечение отсутствовало.
- Были узко специализированы на решение математических задач.
- Элементная база машин первого поколения - электронно-вакуумные лампы.
- ЭВМ требовали большой площади помещения. Для поддержания их работоспособности требовался штат опытных инженеров, способных быстро находить неисправность и устранять её.
Включали в себя:
- одно устройство памяти;
- одно арифметическое устройство;
- несколько примитивных устройств ввода-вывода информации.
Примеры ЭВМ: EDSAC, ENIAС, БЭСМ.
Электронный этап развития вычислительной техники
II поколение (1950-1963)
- Элементной базой стали полупроводниковые приборы – транзисторы, диоды.
- ЭВМ II поколения использовались уже не только для задач вычислительной математики, но и для решения задач обработки данных
- Сократились размеры машин, потребление электроэнергии, что позволило открыть серийное производство ЭВМ.
- В составе ЭВМ появились печатающие устройства, магнитные накопители для хранения информации.
- Появились языки программирования: Фортран, Алгол, Кобол, Бэйсик.
Машины этого поколения: «РАЗДАН-2», «IВМ-7090», «Минск-22», «Урал- 14», «БЭСМ-6», «М-220» и др.
Электронный этап развития вычислительной техники
III поколение (1964-1976)
- Производительность этих машин достигала от 500 тыс. до 2 млн. операций в секунду, объём оперативной памяти достигал от 8 Мб до 192 Мб.
- Основу машин III поколения составляли интегральные схемы.
- Габариты ЭВМ резко уменьшились. Значительно выросло быстродействие.
- В состав ЭВМ были включены удобные устройства вывода – дисплеи.
Машины этого поколения: IBM-360, МИНСК-32 и др.
Электронный этап развития вычислительной техники
IV поколение (1977 – наши дни)
- Это первый тип компьютеров, который появился в розничной продаже.
- Элементной базой этих машин стали БИС (большие интегральные схемы).
- Существенным отличием микроЭВМ от своих предшественников являются их малые габариты и сравнительная дешевизна.
- В аппаратном комплекте ПК используется цветной графический дисплей, манипуляторы типа «мышь», «джойстик», удобная клавиатура, удобные для пользователя компактные диски (магнитные и оптические).
Примеры: IBM PC, ЭЛЬБРУС и др.
Электронный этап развития вычислительной техники
V поколение (ЭВМ будущего)
- Машины пятого поколения – это реализованный искусственный интеллект. В них будет возможен ввод с голоса, голосовое общение, машинное «зрение», машинное «осязание».
- Основным качеством их должен быть высокий интеллектуальный уровень.
- Для увеличения памяти и быстродействия будут использоваться достижения оптоэлектроники и биопроцессоры.
Многое уже практически сделано в этом направлении.
Проверь себя!
- Информационная революция - это:
- преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации; военные действия за информацию; изобретение и массовое внедрение компьютеров; возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию.
- преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации;
- военные действия за информацию;
- изобретение и массовое внедрение компьютеров;
- возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию.
- Информационное общество - это: общество, в котором большинство работающих занято земледелием; общество, в котором большинство работающих занято развитием промышленности. общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации;
- общество, в котором большинство работающих занято земледелием;
- общество, в котором большинство работающих занято развитием промышленности.
- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации;
- Одним из первых устройств, облегчавших вычисление, можно считать:
- калькулятор; абак; арифмометр.
- калькулятор;
- абак;
- арифмометр.
1 - a, 2 - c, 3 - b
Проверь себя!
- Первая ЭВМ была создана в:
- 1879 г; 1978 г; 1946 г.
- 1879 г;
- 1978 г;
- 1946 г.
- Элементной базой ЭВМ первого поколения являлись: транзисторы; БИС и СБИС; электронно – вакуумные лампы; интегральные схемы.
- транзисторы;
- БИС и СБИС;
- электронно – вакуумные лампы;
- интегральные схемы.
- Автором первой программы является:
- Блез Паскаль; Ада Лавлейс; Готфрид Вильгельм Лейбниц; Чарльз Беббидж.
- Блез Паскаль;
- Ада Лавлейс;
- Готфрид Вильгельм Лейбниц;
- Чарльз Беббидж.
4 - c, 5 - c, 6 - b
Задание для внеаудиторной работы:
1. Заполнить недостающей информацией таблицы об информационных революциях, об этапах развития ЭВМ.
2. Подумать над вопросами:
- По каким основным параметрам будем судить о степени развитости ин-формационного общества и почему?
- Можно ли назвать российское общество информационным?
- Ожидают ли нас еще информационные революции?
- Что Вы знаете о мире IT-профессий?
«Мир информатики» - Закономерность. Аналогия. Пример урока по теме "Алгоритм (делай – раз, делай – два)" 3 класс. Правило "Если-то".Схема рассуждений. Гимнастика для рук (Мир информатики. Составление алгоритма для различных исполнителей. Обсуждение. "Что такое алгоритм? Множество. Выполнение двух заданий в тетрадях на построение алгоритма с помощью блок-схемы.
«Компьютерная информатика» - алгоритмы; объекты, группы (классы) объектов; логические рассуждения; модели. Вывод текста на принтер. Электронные средства учебного назначения: Содержательные линии: Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики. «Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
«Информатика и ИКТ» - 10. 19. 9. Практикум. 7-9 классы. Задачник по моделированию. 9-11 классы Базовый уровень Информатика. Часть 1. Содержание семинара. 22. 21. Часть 3. Практикум по программированию. 10-11 классы. Распределение баллов за задания ЕГЭ по элементам содержания в 2004 г.
«Структура информатики» - Структура урока информатики. Урок -. 0-7 минут урока – внимание рассеянное 8-23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания 24-30 минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок 31-45 минуты урока – произвольное внимание. Распределение подачи материала на уроке:
«Информатика как наука» - Краткая история информатики. Понятие и структура информатики. Черты информационного общества. Отрицательные моменты информационного общества. Александр Бэлл. Этапы развития информационного общества. Информационное общество. Иоганнс Гуттенберг. Более современный телеграф появился в Америке. Настоящей революцией в истории распространения информации стало изобретение радио.
«Что изучает информатика» - Универсаль-ные. Рабочие станции. Знаешь, сколько тучек тает В чаще неба голубой? Фундаментальные основы информатики. Коротко о главном. Информационные технологии. Профессиона-льно-ориентиро-ванные. Языки пользователя, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Математические и информационные модели, алгоритмы.
Всего в теме 26 презентаций
В 1999 году была разработана Концепция развития информационного общества в РФ. Ее цель состоит в определении пути построения коммуникационной системы, основных приоритетов, положений и условий государственной политики в сфере связи. В документе обосновывались социально-экономические, культурные и прочие предпосылки для формирования отдельных элементов и установления их взаимосвязи в единой структуре.
История развития информационного общества
Она делится на четыре этапа. На каждом из них общество переходит на качественно новый уровень своего развития. Эти этапы определяют переломные моменты в существовании всего мира. История развития информационного общества началась с появления письменности. Она обусловила качественный скачок в становлении цивилизации. У людей появилась возможность накапливать знания в письменном виде, чтобы передавать их будущим поколениям. На этом этапе возникли качественно новые методы и средства сбора и обобщения данных. История развития информационного общества тесно связана с книгопечатанием. В середине XVI в. начался новый этап, в рамках которого происходили глубокие изменения в культуре цивилизации, организации человеческой деятельности. Книгопечатание считается одной из первых коммуникационных технологий. Люди не просто получили новые средства сбора, накопления, систематизации сведений. Благодаря массовому распространению печатных изданий стали общедоступными. Это, в свою очередь, способствовало более активному целенаправленному и самостоятельному развитию личности. Значение этого этапа состоит в появлении более совершенного способа хранения знаний.
Переломные этапы
В конце XIX столетия было изобретено электричество. Благодаря этому появилось радио, телеграф и телефон. Эти средства позволили оперативно передавать сведения в любом объеме. Четвертый этап связан с появлением микропроцессорной технологии и созданием персональных компьютеров. На смену электрическим и механическим средствам преобразования данных пришли электронные. Это способствовало миниатюризации устройств, узлов, машин, приборов, появлению программно-управляемых процессов. История развития информационного общества, таким образом, представляет собой достаточно продолжительный процесс, начавшийся еще в далекой древности. На последнем этапе человечество получило средство усиления своей в качестве которого выступает компьютер.
Ситуация в РФ
Развитие информационного общества Российской Федерации началось сравнительно недавно. В течение последних нескольких десятилетий были четко осознаны реальные пути и предпосылки для формирования и совершенствования коммуникационной системы в стране. Развитие информационного общества в России отличается глобальным характером. Оно предполагает неизбежное присоединение государства к мировой коммуникационной системе. Использование духовных и материальных информационных благ может обеспечить гражданам страны достойную жизнь, необходимые условия для совершенствования личности, экономическое процветание. Государство должно присоединиться к развитым державам на правах равного участника с сохранением своей политической независимости, культурных традиций, национальной самобытности. Основные признаки и черты, а также направления развития информационного общества в РФ будут окончательно сформированы до конца первой четверти 21-го века.
Особенности
Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:
- Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
- Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
- Становлением и доминированием впоследствии новых основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
- Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
- Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
- Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
- Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.
Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства.
Предпосылки
Изобретение компьютера - далеко не последний период развития. Информационное общество проходит множество этапов, длительность которых и скорость различна. Необходимость в качественно новых преобразованиях в сфере коммуникации обуславливается изменением характера влияния НТП на человеческую жизнь. К концу XX века существенно увеличилась скорость смены технологического уклада в производстве, технологий предоставления услуг и продукции, управления этими процессами. В начале или даже в середине столетия такие перемены происходили в течение временных промежутков, по своей длительности существенно превышавших продолжительность жизни 1-2 поколений людей, то сегодня эти периоды существенно сократились. Переход на каждый последующий уровень сопровождается кардинальными изменениями образа жизни подавляющего большинства граждан, социально-психологической модели поведения в целом.
Глобализация коммуникационной сферы
В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. К ним в первую очередь относят глобализацию коммуникационной системы. Информация в последнее время выступает как общественный ресурс развития. Она используется в таких масштабах, которые вполне сопоставимы с применением традиционных ресурсов (сырья, энергии и пр.). Таким образом, страна вышла на достаточно высокий уровень развития информационного общества за относительно короткий срок.
Рынок телекоммуникаций
Специалисты отмечают, что в России он сформировался и вполне эффективно развивается. Несмотря на спад в экономике, наблюдается расширение парка ЭВМ, ускоренное совершенствование средств и систем телекоммуникаций. Достаточно интенсивно растет число и абонентов открытых мировых систем. Велико в России количество пользователей Интернета. Кроме этого, отмечается успешная телефонизация населения, расширение рынка средств сотовой связи.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации
Основными целями в сфере коммуникации и связи выступают:
- Интеграция страны в Это должно обеспечить значительное повышение качества жизни граждан, социально-политическую устойчивость всего государства.
- Формирование развитой информационной среды в стране.
В ближайшее время переход к новой коммуникационной системе должен рассматриваться в качестве необходимого условия выхода государства из сложившегося экономического кризиса. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предполагает создание и внедрение инструментов для эффективного преодоления сложностей, имеющих место в духовной, социальной и политической жизни. Формирование коммуникационной среды выступает в качестве фактора интеграции сознания людей вокруг гуманистических ценностей, национальных традиций. Качественно новая система должна стать инструментом укрепления государства, социально-экономического выравнивания качества жизни в регионах страны.
Участие власти
Информационная стадия развития общества не может быть эффективной в отсутствие поддержки со стороны государства. Правительство страны играет ключевую роль в эффективном обеспечении процедуры становления единой коммуникационной системы. Государство:
- Координирует работы разных участников процесса информатизации.
- Обеспечивает совершенствование демократических институтов в стране.
- Сохраняет политические, правовые, экономические механизмы, регламентирующие порядок деятельности участников.
- Создает нормативную базу, методы и формы административного регулирования, адекватные современным условиям и способствующие притоку инвестиций, формированию справедливой конкуренции.
- Предоставляет свободу выбора деятельности предпринимательским структурам, которые заинтересованы в развитии производства и расширении отечественного рынка.
При отсутствии у государства эффективных финансовых механизмов, способных обеспечить переход к единой системе, стратегия развития информационного общества реализуется за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере коммуникации и связи.
Инструменты регулирования
Стратегия развития информационного общества в РФ наделяет государство ролью катализатора происходящих перемен. Для этого правительство:
Важный момент
Стратегия построения информационного общества требует активной пропагандистской и психологической поддержки населения. Гражданам должны быть понятны ее программные мероприятия и базовые положения. Населению необходимо разъяснять социальную направленность перехода. Люди должны понимать необходимость построения качественно нового информационного общества. Для этого ее необходимо обосновать и довести до населения через СМИ. При реализации стратегии необходимо также учитывать отечественный и зарубежный опыт, анализировать программно-целевые методы организации деятельности в сфере коммуникации и связи. Все мероприятия должны обладать интегрирующим характером, ориентироваться на объединение различных коммерческих и ведомственных проектов.
Заключение
Стратегия обладает общегосударственным надведомственным характером. За счет этого обеспечивается возможность для координации усилий всех субъектов, участвующих в этом глобальном переходе. Немаловажно обеспечить смещение процессов от центра страны к периферии. Необходимо широкое привлечение муниципальной и региональной власти к реализации целевых коммуникационных программ.
По мере развития общества участие в информационных процессах стало требовать уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.
Информационные революции - это этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.
Первая информационная революция Она связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить,как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий.
Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) Связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.
На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно- коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.
Список использованной литературы: htm %FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%FC%ED %FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0 html c478a9953c}&Page=51http://web2edu.ru/shared/BlogE.aspx?PK={d314618f-340f-486d-a64a- 48c478a9953c}&Page=51 html http://shkolazhizni.ru/archive/culture/?sort=view&type=all&period=all&page= 256
Введение
Введение Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания . Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлер и другие западные футурологи . Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. «Постиндустриальное общество, – утверждает З. Бжезинский, становится технотронным обществом – обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций» [Цит. по 3]. Технократизм развития нашей цивилизации влияет на характер восприятия действительности индивидом, она разрушает традиционные связи в семье и между поколениями; общественная жизнь, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции, все более фрагментарна. Именно этот парадокс, по мнению З. Бжезинского, способствует краху старых оснований для общности людей и формирует новое глобальное видение мира. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда). Авторы концепции «информационного (постиндустриального) общества» так и не пришли к единому мнению о том, что первично – духовная или материальная сфера. Например, К. Ясперс и Э. Тоффлер полагали моментом наступления новой «волны» изменившееся бытие человека и среду его обитания. М. Маклюэн большее внимание уделял средствам массовой информации и точкой отсчета считал книгопечатание Гутенберга. «Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным, формируется исходный элемент, и центральный агент такого общественного устройства – атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность. Однако при многообразии воззрений различных авторов на ход исторического развития, все они отмечают, что: 1. История подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный»; 2. Разграничение между этапами проводится на базе производственных отношений или взаимодействия человека с природой (через орудия труда, через машины или технику, через информацию); 3. Переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет к трансформациям в сознании людей; 4. Завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, – наступит в ближайшем будущем, является «информационное общество», а для культуры наступает эпоха постмодерна. К сожалению, авторы концепций «информационного общества» (за исключением, пожалуй, Э. Тоффлера ) не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества. А.И. Ракитов разделил процесс становления информационного общества на пять стадий (информационных революций): Первая – распространение языка. Вторая – появление письменности. Третья – массовое книгопечатание. Четвертая – информационная революция – состоит в применении электрической связи (телефона, телеграфа, радио и телевидения), которая сразу же перерастает в пятую. Пятая стадия отличается применением компьютеров, использованием баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей. На этой стадии интегрируются сопровождающие информационные революции технологические изменения. В связи с этим А.И. Ракитов подчеркивает, что в недалеком будущем это окажет гигантское влияние на все цивилизационные и культурные процессы в глобальном масштабе . Ж.-Ф. Лиотар считает что «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания – «знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть». Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой): социально-экономические (критерии занятости населения); технические; космические . Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.
Введение……………………………………………………………………….. 3 1. История развития информационного общества в мире…………...... 6 2 . Преимущества информационного общества в разных сферах жизни………………………………………………………………………….. 9 3. Телемедицина……………………………………………………………... Заключение……………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………... 11 13 16