Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом. Информационное противоборство в кибернетическом пространстве

Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом. Информационное противоборство в кибернетическом пространстве

После начала грузинской агрессии 8 августа 2008 года президент России Д.А. Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру. Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений, а в ответ на агрессию против Южной Осетии и убийство российских миротворцев регулярные российские воинские части с тяжелой боевой техникой: танками, гаубицами, системами залпового огня, авиацией - перешли Рокский перевал. Российские войска вошли не только в Южную Осетию, народ которой в августе 2008 года подвергся огню на уничтожение со стороны грузинских вояк, действовавших поистине с жестокостью фашистов, но и в Абхазию, чтобы предотвратить возможность повторения югоосетинской трагедии.


После наказания агрессора в соответствии с нормами международного права, непрерывно наращивается информационное давление на нашу страну, которая защитила осетинский народ от уничтожения. По сути, в августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война. Активное участие в ней принимали прежде всего американские и британские СМИ. В материалах CNN, Би-би-си и ряда других СМИ доминировали антироссийские материалы. В США, Великобритании и некоторых других странах усилились попытки негативного формирования образа России.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. К сожалению, "пятидневная августовская война" на Кавказе показала нашу несостоятельность в отстаивании своих целей и интересов в мировом информационном пространстве.

Поэтому России в ближайшее время нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую очередь на европейском и постсоветском пространстве. Прошедшее после "пятидневной августовской войны" на Кавказе время показало, что пока российская политическая элита пытается сделать соответствующие выводы после информационной агрессии США, Великобритании и ряда других стран против России. Прошло несколько публичных мероприятий с участием ведущих российских экспертов, на которых анализировался ход информационной войны против России (17 сентября 2008 года - организованный Общественной палатой "круглый стол" "Информационная агрессия против России: методы противостояния", 2 октября 2008 года - организованная партией "Справедливая Россия" Международная конференция "Информационные войны в современном мире").

Главная проблема, которая была очевидной в ходе дискуссий, - это явная недооценка роли информационного противоборства современной российской политической элитой в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.

После принуждения Грузии и ее заокеанских покровителей к миру геополитическая и геоэкономическая роль России в мире во многом будет определяться тем, сможет ли она создать эффективную систему информационного противоборства. Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур, предназначенных для реализации информационных моделей урегулирования конфликтов.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

По нашему мнению, следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой-либо сфере, например в политической).

Информационное противоборство (борьба) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Военная,

Космическая.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и защиты - информационно-технические системы: системы передачи данных (СПД), системы защиты информации (СЗИ) и так далее.

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:

1. Система принятия политических и экономических решений.

2. Система формирования общественного сознания.

3. Система формирования общественного мнения.

4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.

Информационное противоборство включает три составные части.

Первая - стратегический анализ, вторая - информационное воздействие, третья - информационное противодействие.

России следует незамедлительно рассмотреть возможность создания специального организационно-управленческого и информационно-аналитического механизма (инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции по разработке и проведению информационных операций (оборонительных и наступательных).

Назрела необходимость создания в России системы информационного противоборства, частью которой должна стать внешнеполитическая пропаганда.

России для того чтобы выигрывать информационные войны, необходимо создать специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии против нашей страны.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ

1. Совет по публичной дипломатии, включающий представителей госструктур, медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО и т.д. Российский Совет по публичной дипломатии может возглавлять премьер-министр В.В. Путин.

В составе совета могут быть советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности, руководители информационно-аналитических управлений администрации президента России, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министры информации и культуры, руководители комитетов по международным делам Госдумы и Совета Федерации, руководители ведущих общенациональных СМИ, деятели науки, образования и культуры, представители политической элиты России.

Все действия во внешнеполитическом медиапространстве должны быть скоординированы. Кроме этого, к процессу информационного сопровождения официальной российской внешнеполитической линии должен подключиться и крупный бизнес. Сегодня ни одна крупная российская компания, имея колоссальные прибыли, не в состоянии защитить свой собственный имидж от ущерба, который целенаправленно наносится рядом западных СМИ. В обязательном порядке крупный бизнес в лице ТПП, РСПП, Ассоциации малого и среднего бизнеса, отдельных корпораций, таких как "Газпром", "Роснефть" и так далее, должен участвовать в реализации информационной политики страны. Государством и бизнесом должна быть выработана единая точка зрения на ведение информационного противоборства с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

2. Советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности. Советник должен координировать деятельность информационно-аналитических подразделений администрации президента России, подразделений аппарата правительства, МИД, министерств культуры и информации, Совета безопасности России, занимающихся проблемами внешнеполитической информации.

3. Внешнеполитический государственный медиахолдинг (ВГТРК, Russia Today, "Голос России", "Маяк", РИА Новости и так далее). Целесообразно подчинение этого медиахолдинга МИД России, учитывая, а во многом и копируя американский опыт.

России необходимо восстановить свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е годы. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х годов прошлого века, например, на всем африканском континенте не осталось ни одного российского корреспондентского пункта, ни одного представительства отечественных информационных агентств. Сегодня эту "информационную нишу", которую мы покинули после распада СССР, активно заполняет Китай.

Впрочем, отрадно, что провал 90-х годов был осознан российским руководством. С приходом к власти президента В. Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций. Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 году. В СССР выделялись огромные деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на создание советского спутникового телеканала не нашлось.

Советская политическая элита недооценивала фактор информации. А CNN наращивал свое влияние. Как сказал один американский генерал в 1991 году, во время операции "Буря в пустыне", пока CNN не скажет, что мы выиграли войну, мы ее не выиграли. И это соответствует действительности. Многие сюжеты "победных" действий американских войск были сняты совсем не на поле сражений, а в штате Невада силами специалистов Голливуда, который великолепно умеет имитировать ведение боевых действий. Вспомним хотя бы известный случай с освобождением рядовой Джессики Линч уже во время второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод являлся пропагандистской акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз демонстрирует всю мощь информационного оружия.

Таким образом, 26 лет отделяют нас от CNN, за годы нашей "информационной спячки" нашли свои ниши Би-би-си и Foxnews, глобальными каналами стали Al Jazzira и Euronews. Сегодня задача, конечно же, заключается в том, чтобы резко увеличить вещание нашего спутникового канала, и, помимо планируемого иновещания на испанском языке, необходимо рассмотреть возможность организации трансляций на китайском языке. С точки зрения выстраивания информационной стратегии необязательно, чтобы вещание на китайском языке велось круглосуточно. Желательно начать вещать хотя бы по два часа в день. Здесь мы можем опередить наших конкурентов. Пока эта ниша пуста, и мы обязаны занять ее первыми.

Кроме того, нужно подумать также о Бразилии и Индии, где мы, обеспечивая наши политические и экономические интересы, должны предоставлять соответствующее информационное сопровождение.


В существенной активизации нуждается латиноамериканское и африканское направления. Создавая в этих регионах информационно-культурные центры и насыщая их соответствующей продукцией, мы обеспечим нашей стране положительный имидж.

Ни в коем случае нельзя забывать и Старый Свет.

Сегодня свои экономические интересы обеспечивают информационными средствами различные страны. Интересен в этом плане пример Великобритании, с которой сегодня у нас весьма непростые отношения. Однако в отличие от РФ, которая по линии МИД выделяет на информационно-культурные и разъяснительные программы около 6,2 млн. долларов США в год, Великобритания на эти цели расходует 862 млн. долларов США. Естественно, что британские интересы в России и других странах мира весьма эффективно прикрываются и защищаются информационно.

Так, например, перед нашим великим праздником, Днем Победы, на телеканале НТВ 5 мая 2008 года был очень позитивный репортаж, но не о российской армии и ее достижениях, а о британской. Было детально рассказано о воинских буднях принца Гарри в рядах британской армии, о ее традициях и прочем.

Случайность ли, что как только начинаются какие-то действия российских официальных органов, которые якобы ущемляют британские бизнес-интересы, сразу же появляется волна публикаций о росте авторитаризма в России, нарушении прав человека? Примечательно, что в таких кампаниях участвуют и достаточно авторитетные издания, такие как The Economist, Financial Times. Мы, конечно, не можем заявлять, что эти и другие СМИ получают деньги от правительственных источников, но имеются явные совпадения вала антироссийских публикаций (поводом для которых стали так называемое дело Литвиненко, ситуация вокруг деятельности в РФ Британского совета и др.) с вполне легитимными действиями официальных структур России.

Лучшим ответом, на мой взгляд, представляется грамотное использование этого опыта для защиты российских национальных интересов. Прежде всего нам нужно сделать выводы в плане финансирования информационных программ по линии МИД, Росзарубежцентра, а также наших немногочисленных средств информационного противоборства, прежде всего Russia Today и "Голос России".

Внешнеполитический государственный медиахолдинг должен установить конструктивное взаимодействие с каналом Euronews. Вещание на русском языке этого телеканала, созданного в 1993 году, началось в 2001 году.

Сегодня ВГТРК с 16 процентами акций в акционерном капитале компании - один из пяти крупнейших акционеров Euronews, наряду с телекомпаниями Франции, Испании, Италии и Швейцарии.

С учетом того, что Россия в лице ВГТРК - крупнейший акционер и финансовый донор этого канала, необходимо проанализировать весь информационный поток новостей европейского телеканала. Ведь в эфире евроновостей очень мало позитивной информации о России. А во время агрессии Грузии против Южной Осетии по этому телеканалу шли только антироссийские комментарии, порой переходящие рамки приличия (например, 14 августа телеканал показал кадры разрушенного Цхинвала, а строка внизу сообщала, что это разрушенный Гори). Получается, что Россия платит большие деньги, а за это получает нейтральную или негативную информацию о нашей стране, или таковая вообще отсутствует. А ведь по экспертным оценкам в Европе, где Euronews является лидирующим информационным каналом, его смотрят 168 млн. семей, то есть около полумиллиарда зрителей.

3. Государственный интернет-холдинг.

Необходимо создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов, видеоигр и прочего для активного распространения в сети Интернет. Он бы финансировался частично за счет государства, частично за счет бизнеса. Не так давно Китай обошел США по числу пользователей Интернета: в Поднебесной - 253 миллиона, в Штатах - 220. Китайцы ставили эту задачу и целенаправленно ее добивались к Пекинской Олимпиаде. Напомню, в России 40 миллионов пользователей Интернета.

В наши дни уже появилось интернет-телевидение. Все ведущие телеканалы имеют сайты с интернет-вещанием. Сошлюсь и на свой собственный опыт. Я почти не читаю газет на бумажном носителе, а знакомлюсь с их содержанием через Глобальную сеть. Это гораздо быстрее и удобнее. Новый импульс развитию Интернета дает и мобильная связь.

4. Информационный антикризисный центр.

Власть России должна умело управлять информационными потоками, наладив конструктивное сотрудничество со СМИ, российскими и зарубежными. Должна быть исключена ситуация 8-11 августа 2008 года, когда даже в новостных программах на российских государственных телеканалах Саакашвили показывали больше, чем лидеров России. За счет заблаговременно подготовленных информационно-пропагандистских операций противнику удалось некоторое время навязывать свои комментарии происходящих событий.

На принципах системности и многоуровневости должна быть построена информационная деятельность российского государства на федеральном, региональном и международном уровнях. Власть должна своевременно, в режиме реального времени предоставлять свои комментарии к происходящим событиям в мировое информационное пространство. Власть должна уметь эффективно применять преднамеренные утечки государственными структурами в масс-медиа "сенсационной информации". Суть подобной обоюдовыгодной "сделки" заключается в создании посредством подобных публикаций (репортажей) благоприятного имиджа России в мировом информационном пространстве.

Важным аспектом являются необдуманные, нескоординированные, неполные, подверженные двоякому толкованию комментарии происходящих событий, касающиеся конфликтных регионов. В этом случае неподготовленные выступления перед прессой, интервьюирование "на ходу", неопределенность формулировок в конечном итоге осложняют ситуацию, порождают слухи и недоверие к властям. Такая "информационная среда", кроме того, способствует дестабилизации обстановки в стране. Власть должна была заранее разработать и внедрить ряд "домашних заготовок". Ведь конфликты развиваются, как правило, на протяжении длительного периода времени. Суть информационных моделей урегулирования конфликтов должна заключаться в оперативном "вбросе" в СМИ заранее подготовленных комментариев для урегулирования ситуации.

5. Система информационного противодействия.

Автор предлагает рассмотреть возможность создания системы противодействия информационным операциям геополитических противников России, включающей ресурсы как государства, так и крупного бизнеса, институтов гражданского общества.

6. Система НПО - сеть неправительственных организаций России, действующих на территории стран СНГ, ЕС, США (по американской модели - в России действуют многочисленные американские неправительственные организации, финансируемые правительством США).

7. Система подготовки кадров для ведения информационного противоборства. Необходимо определить основные вузы для многоуровневой подготовки специалистов - Дипломатическая академия МИД России, РАГС - руководители, высший уровень управления. Средний уровень управления - МГУ, ВШЭ, МГИМО.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

1. Постоянный контроль своих действий, поступков и возможностей.

2. Соблюдение всех известных требований конфиденциальности.

3. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

4. Осторожность и скрытность.

5. Собственная система получения и анализа информации.

6. Постоянное самосовершенствование.

7. Противодействие информационным операциям противника.

Россия должна иметь команду информационного реагирования, или информационный спецназ.

Идею информационного спецназа автор впервые выдвинул в 2003 году в своей книге "Информационная война и Третий Рим". К сожалению, авторская идея была реализована не в России, а в США Карэн Хьюз, многолетним советником американского президента Дж. Буша.

Главная задача информационного спецназа - готовность к эффективным действиям в условиях возможного кризиса, что обеспечивается тщательной предварительной подготовкой, планированием, а также наличием людей, способных реализовать намеченное. Конечно же, все распланировать невозможно, как невозможно и полностью контролировать человеческую сущность и окружающий ее мир. Важно одно - знать, что нужно делать в каждый конкретный момент развития кризисной (аварийной) ситуации.

Система информационного противоборства может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

Чтобы объединить весь комплекс мероприятий в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках организационно-аналитической системы (ОАС). Она представляет собой систему управления проведением мероприятий и программ информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Функции ОАС:

1. Исследовательско-диагностическая.

2. Аналитико-прогностическая.

3. Организационно-управленческая.

4. Методическая.

5. Консультативная.

6. Профилактическая.

7. Контрольная.

8. Коррекционная.

Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационной войны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны: Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны-учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационных источников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов - с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес.

Подводя итоги, хочу отметить, первое, что нам целесообразно сделать в ответ на усиливающееся информационное давление, - создать государственную систему информационного противоборства с участием крупного бизнеса, которая была бы способна аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия. Второе - нужно резко усилить финансирование программ информационного противоборства. Мероприятия информационного противоборства должны финансироваться по принципу главного приоритета. Сегодня финансирование программ информационного противоборства более важно, чем финансирование программ ядерного сдерживания. Информационное оружие более опасно для России, чем оружие ядерное. И это необходимо признать политической элите России.

Третье - следует создать частно-государственную систему управления проведением мероприятий информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Четвертое - необходимо начать частно-государственный процесс формирования позитивного имиджа России за рубежом, прежде всего в Европе. Российский национальный бизнес должен перейти от стратегии покупки футбольных клубов к стратегии покупки крупнейших мировых СМИ для изменения их антироссийской информационной политики. Например, в Польше более 90 процентов СМИ принадлежат представителям иностранных государств, активно участвующих в информационной агрессии против России. Поэтому и большинство публикаций о России в польских СМИ негативного характера.

Пятое - расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира. Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания). Например, в одной Германии живет около 300 тысяч граждан России и несколько миллионов русскоговорящих. Наши соотечественники проживают во многих странах мира, и работа с ними должна быть активизирована. Наглядным примером в этом отношении является не совсем дружественная нам Польша, которая некоторое время назад ввела так называемую специальную "карту поляка". Я уже писал об этом, поэтому напомню кратко. Эта карта дает возможность всем полякам, проживающим за территорией Польши, иметь льготы при посещении своей родины. Мы вполне могли бы ввести "карту русского", которая позволяла бы при посещении России нашему соотечественнику иметь право на льготный билет, возможность посещать по сниженным ценам основные центры туризма. Тем самым мы существенно усилим процесс информационного и культурного обмена.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

В августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война

Прошедшее после Пятидневной августовской войны на Кавказе в 2008 году время показало, что пока все попытки российских государственников сделать соответствующие организационно-управленческие выводы после антироссийской информационной агрессии блокируются идеологами Либерального Колониализма, имеющими своих сторонников внутри политической элиты России.

В августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война (прежде всего американскими и британскими СМИ). В декабре 2011 года - мае 2012 года очень многое напомнило об августе 2008 года. Хотя информационное воздействие оказывалось тоньше, с использованием реальных ошибок действующей российской власти, ее неготовности к активному информационному противоборству.

Главная проблема - это явная «пробуксовка» организационно-управленческих решений в информационной сфере после принятия в 2000 году Доктрины информационной безопасности России, в условиях усиления информационной войны против России. Федеральные выборы в России прошли в условиях активизации антироссийской информационной войны. Трагические июльские события 2012 года на Кубани также выявили проблемы в сфере информационного противодействия слухам и дезинформации. Поэтому важнейшей задачей является скорейшее принятие Доктрины Информационного противоборства России.

Основные цели информационной войны против России

1.Блокирование процессов создания Евразийского Союза, путем проведения глобальной операции «Анти-Путин» и повторение сценария государственного переворота февраля 1917 года, с элементами горбачевской перестройки и развала СССР.

2.Противодействие сближению России и ЕС, России и стран БРИКС.

3.Организация войны (с помощью провокаций) на Ближнем и Среднем Востоке (военная агрессия НАТО против Сирии и Ирана), для использования дестабилизации региона против России.

Информационная операция «Анти-Путин», разработанная Лондоном, во многом повторяет те операции, которые Британская империя проводила против своих главных врагов в Европе - лидеров Франции, Германии (Ришелье, Бисмарк, Де Голль). СССР был также развален в результате информационной войны, активная фаза которой началась с операции «Анти-Сталин». Разработчиками операции «Анти-Путин» являются МИ-6 и Британское Лобби в США (многолетний агент МИ-6 Збигнев Бжезинский, госсекретарь Хиллари Клинтон, помощник Б.Обамы Давид Аксельрод - правнук Троцкого-Бронштейна). Координаторы в России: посол США в России М.Макфол и бывший Президент СССР М.Горбачев.

Главные сценарии:

Пары А.Навальный - М.Гайдар, Яшин-Собчак (В.Ющенко - Ю.Тимошенко) - «оранжевый» украинский сценарий
- Грузинский сценарий по приводу к власти М.Саакашвили: долговременная связка Дж.Сорос - Б.Акунин (Г.Чхартишвили)
- Сценарий Провокации
- Информационная игра на Опережение власти (Использование слухов в чрезвычайных и кризисных ситуациях)
- Ливийско-Сирийский сценарий - масштабная и комплексная дезинформация в социальных сетях и мировых СМИ.

Следует обратить внимание на то, что в ходе операции «Анти-Путин» в основном используются те же технологии лжи и дезинформации, что и при проведении операции «Анти-Сталин». Отличие лишь в наличии сегодня более современных средств массовой коммуникации (интернет, глобальное телевидение, социальные сети), которые в основном контролируются британской разведкой МИ-6 и бизнес-структурами различных стран, имеющих юридический адрес в британских офшорных зонах. Группе патриотов-государственников вокруг В.Путина удалось 4 марта заблокировать сценарий государственного переворота, ведущий к Хаосу февраля 1917 года. Однако впереди новые информационные сражения с лондонским центром ведения информационной войны против России.

Теория Информационного противоборства

Информационная борьба (противоборство) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационно-психологического противоборства:
- Политическая,
- дипломатическая,
- финансово-экономическая,
- военная.

Следует выделить два вида информационной борьбы: информационно-техническую и информационно-психологическую.

При информационно-технической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, радиоэлектронные средства и т.д.).

При информационно-психологической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.

Информационная борьба (в политической сфере) включает три составные части.

Первая - Стратегический политический анализ.

Вторая - Информационное воздействие.

Третья - Информационное противодействие.

Уровни ведения информационной борьбы:

*стратегический,
*оперативный,
*тактический.

Модель российской системы информационного противоборства

Создание системы ИНФОРМАЦИОННОГО СДЕРЖИВАНИЯ должно стать основным Приоритетом российской политики Информационного противоборства.

Российская Федерация должна обладать мощным потенциалом информационных сил и средств, способных гарантировать нанесение заданного информационно-технологического и информационно-психологического ущерба любому государству-агрессору либо коалиции информационных ресурсов глобальных транснациональных корпораций.

Защита национальных интересов государства предполагает комплексное противодействие информационным угрозам регионального и локального масштаба. Вооруженные Силы и спецслужбы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от информационного нападения в мирное время, в рамках создания Глобального Информационного Командования (ГИК), имеющего специальные силы Быстрого Информационного Реагирования. Силы и средства Системы космического зондирования ГЛОНАСС должны приоритетно содействовать деятельности подразделений Быстрого Информационного Реагирования.

Интересы обеспечения Информационного Суверенитета России предопределяют необходимость наращивания информационного присутствия России во всех стратегически важных регионах мира.

Размещение за рубежом информационно-аналитических центров ГИК должно демонстрировать готовность Российской Федерации содействовать формированию устойчивого информационного стратегического баланса сил в регионах жизненно важных интересов России. Следует обеспечивать возможность эффективно и оперативно информационно реагировать на любую кризисную ситуацию еще в начальной стадии ее зарождения, наращивая по мере необходимости информационные потоки российских государственных СМИ.

Специальные российские информационные базы ГИК могут быть созданы на Кубе, во Вьетнаме и Монголии, в Венесуэле, Сербии, Белоруссии, Сирии, ЮАР, Аргентине.

Наиболее мощная группировка информационных сил и средств ГИК может быть размещена на Кубе.

Россия должна рассматривать возможность применения информационной мощи для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, если в результате развязывания информационной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства;

применение Стратегических Информационных Сил Сдерживания Российской Федерации должно осуществляться решительно и системно, последовательно и планомерно;

использование информационной силы должно осуществляться на законной основе и только тогда, когда дипломатические меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

В определении и реализации политики информационного сдерживания ключевая роль принадлежит Системе специальных структур информационного противоборства.

Ключевые компоненты системы:

1. Государственный Совет по информационному противоборству.
2. Советник Президента России по вопросам информационного противоборства.
3. Государственный Интернет-холдинг.
4.Комитет информационной безопасности России (Служба информационной безопасности, Служба информационной контрразведки, Ситуационный Центр анализа и прогноза, Бюро информационного спецназа).

Представляется целесообразным также создать специальную систему Мер по организации и ведению информационного противоборства, а также координации осуществления на практике органами государственного управления оборонительных и наступательных информационных операций.

Каковы же могут быть основные функции такой системы?

Прежде всего, думается, выявление и прогнозирование угроз в информационной сфере проведение комплекса тактических, оперативных и стратегических мероприятий по их предупреждению и нейтрализации.

Следующий момент - создание и поддержание в готовности сил и средств информационного противодействия , а также эффективное управление ими.

Система Мер информационного противодействия России может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

Для того, чтобы объединить весь комплекс мероприятий в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках организационно-аналитической системы (ОАС). Она представляет собой систему управления проведением мероприятий различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Алгоритм организации информационного противоборства

I этап - Диагностический.
П этап - Аналитико-плановый.
Ш. Подготовительный этап.
IУ. Организационно-управленческий этап.
У. Оценочный этап.

Стратегические операции

1 операция - ЗОЛОТО РОССИИ.

Необходимо ЮРИДИЧЕСКИ потребовать от ряда западных стран (прежде всего США и Великобритании, Японии, Франции) вернуть России золото Российской империи (по экспертным оценкам более ТРЕХ ТЫСЯЧ тонн золота).

По этому поводу следует направить ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ в ООН и ОБСЕ, а также правительствам США и Великобритании, Японии, Франции.

2 операция - ЗАСЛОН КОРРУПЦИИ.

Необходимо предложить мировому сообществу глобальную совместную программу борьбе с российской коррупцией. При поддержке ООН, Россия может начать переговоры с правительством Великобританией о возврате в Россию незаконно вывезенных капиталов, так как 90% этих средств находится в британских офшорных зонах (по экспертным оценкам около 700 миллиардов долларов).

Таким образом, Россия может быстро получить СОТНИ МИЛЛИАРДОВ долларов для преодоления Второй волны мирового кризиса.

Духовно-нравственные операции:

1.Общественный Трибунал над М.Горбачевым за развал СССР.
2.Общественный Трибунал над Н.Хрущевым за расстрел мирных граждан в столице донского казачества Новочеркасске в 1962 году.

Безусловно, что предоставленная автором модель не является полной и завершенной. Она лишь может послужить основой для широкой дискуссии ученых и практиков, представителей политической элиты России, отправной точкой для разработки Доктрины информационного противоборства России.

Военно-политическая обстановка в мире сохраняет сложный и противоречивый характер. Международные отношения находятся в кризисном состоянии их-за конфронтации США и их союзников с Российской Федерацией. Помимо воздействия на Россию методами «мягкой силы», страны НАТО впервые за долго время стали рассматривать возможность прямой военной конфронтации с нашей страной. Обостряется ситуация на Ближнем Востоке и других районах кризисных ситуаций. Резко возросла террористическая активность исламистских радикальных группировок, которые осуществили в последнее время ряд подрывных акций в различных странах с большим количеством жертв.

Отмечается усиление информационного противоборства между различными странами, блоками и политическими силами. Информационные агентства, радио, телевидение, пресса, интернет-ресурсы, включая быстро развивающиеся социальные сети, видеохостинги, блоги распространяют громадное количество сведений по различным аспектам международной жизни и ситуации в отдельных странах. Ведущие государства мира пытаются добиться доминирования в мировом информационном пространстве, так как информационный фактор превращается в геополитически феномен.

При помощи тенденциозно подобранной и специально сфабрикованной информации можно вызвать обострение обстановки, вынудить руководство тех или иных стран принять неверные политические или военно-стратегические решения, дестабилизировать ситуацию в отдельных странах, способствовать устранению неугодных режимов или переформатированию там властных структур. Это достигается путем целенаправленного информационно-психологического воздействия на сознание и эмоционально-волевую сферу лидеров государств, политическую, финансово-экономическую, военную элиту и всего населения.

Информационное противоборство, получение в нем превосходства над соперником играют важную роль в обеспечении национальной безопасности государства, достижении требуемых целей при возникновении конфликта, не прибегая к использованию военных средств.

В предыдущие исторические периоды информация в основном распространялась через медиа-среду — печатные СМИ, радио и телевидение. Это влияло на объемы и скорость ее распространения, а также на возможность манипулирования читателями (слушателям, зрителями). Так, если о каком-то событии ничего не сообщалось, то оно как-бы вообще не происходило. Сравнительно легко решалась задача ограничения или воспрещения распространения нежелательной информации путем закрытия газет, запрета на использование радиоприемников (в военное время их забирали практический у всех), технического глушения «вражеского радио», отключения нежелательных телеканалов.

В конце ХХ – начале ХХI века ситуация в этой области изменилась кардинальным образом. Использование электрических и компьютерных технических средств, позволили создать новую коммуникативную среду, в тысячи раз увеличив доступность и оперативность получения информации. На этой основе был создан интернет, представляющий собой всемирную систему объединенных компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации. Затем появилось кибернетическое пространство, соединившее жителей многих стран, получивших доступ к разнообразной информации и информационным ресурсам через технические возможности интернета.

Кибернетическое пространство является новой человеческой и одновременно технической средой. Кибернетическое пространство не имеет границ и покрывает практический весь земной шар, позволяя индивидуумам, общественным и государственным структурам практический мгновенно соединяться друг с другом, получать любую информацию и высказывать свое мнение. Формально – это децентрализованное пространство, которым никакое государство и никакая организация не владеет и не управляет. Оно заполнено огромным количеством информации по самым различным областям знаний, которую могут получить пользователи в различных странах мира, количество которых достигает 3,2 млрд.

В настоящее время многие государства осознают, что наряду с образовательным и развлекательным ресурсом, кибернетическое пространство дает возможность манипулировать людьми. Оказалось возможным воздействовать на политические взгляды и представления людей, их гораздо более эффективно, чем при использовании традиционных медийных и пропагандистских средств. Поэтому кибернетическое пространство стало активно использоваться в информационном противоборстве.

В этих целях, как показал проведенный анализ, задействуются следующие возможности кибернетического пространства: новостные ресурсы, социальные сети, блог-платформы, видеохостинги и мессенджеры.

Новостные ресурсы представлены: интернет-изданиями ведущих газет и журналов (более 30 тысяч); новостными порталами (специфицируются только на оперативном выпуске новостей, более 1000 в различных странах мира); информационно-аналитическими ресурсами (военно-политическая, военная, военно-техническая аналитика, более 800 на основных языках); пропагандистскими порталами (размещенные материалы направлены против отдельных стран, группировок для их дестабилизации); экстремистскими сайтами (распространяют материалы, призывающие к насилию, ведению подрывной деятельности).

У каждого из этих ресурсов имеются свои традиционные пользователи, которые регулярно знакомятся с их материалами. В последнее время отмечается более активное использование интернет-источников для получения «свежей» информации по политическим и общественно-политическим вопросам по сравнению с традиционными медиа источниками. Это объясняется ростом количества владельцев мобильных устройств, подключенных к интернету. Мобильные телефоны последних моделей позволяют получать любые новости в реальном масштабе времени.

Социальные сети первоначально создавались для возобновления утраченных личных связей, поздравления своих друзей, выражения своего мнения по тем или иным вопросам.

Но после значительного увеличения количества пользователей (Facebook 960 млн, Twitter 300 млн.), в них стала размешаться информация о событиях в мире, а также материалы явно тенденциозного и пропагандистского характера

Блог-платформы представляют из себя информационные сайты, состоящие из отдельных записей (блог-постов), видео и фотоматериалов, которые ведутся отдельными авторами или организациями. Они, как правило, посвящены описанию каких-либо событий (политической) жизни и размышлений автора на эту тему. В настоящее время появились блогеры с яркой индивидуальной но и оригинальным суждением, с их материалами стало знакомиться большое количество пользователей. В различных странах мира количество таких блогеров значительно возросло, они читают и комментируют друг друга, проводят обсуждения различных вопросов. Их сообщество стали называть блогосферой.

Блогосфера стала своего рода площадкой для общественных дискуссий, выяснения общественного мнения по поднятым на обсуждение проблемам. Вместе с тем блогеры не отвечают за достоверность выкладываемой ими в сеть информации. Контролировать это невозможно, а последствия бывают довольно негативными, как показали события так называемой «арабской весны» которую инициировали в том числе экстремистский настроенные блогеры.

Блог-платформы могут быть в виде отдельных блогов (текстовый дневник автора), живых журналов (онлайн дневники), а также других разработок (ВордПрес, Живой Интернет). Указанные блог-платформы увеличивают свою популярность, в том числе при обсуждении политических, военно-политических и военно-технических проблем.

Видеохостинги позволяют пользователю выкладывать в сеть, хранить и показывать подготовленные им видеоматериалы. Их аудитория насчитывает более 1 млрд человек в разных странах мира. Ежедневно в них загружаются видеофайлы продолжительностью свыше 80 тысяч часов. Все файлы размещаются по соответствующим тематикам. Эмоциональное воздействие «живой картинки» намного выше, чем у обычного текстового материала. Поэтому видеохостинги, особенно занимающий ведущие позиции YouTube, активно используется в пропагандистской деятельности.

Мессенджеры представляют из себя системы обмена мгновенными сообщениями в интернете, в том числе голосовыми и видео. Это направление в последнее время активно развивается и стало использоваться исламистами и террористическими группировками.

В настоящее время можно выделить следующие три основных направления информационного противоборства в мире, на которых сосредоточена деятельность внешнеполитических и информационно-пропагандистских органов, а также максимально задействуются ресурсы и возможности кибернетического пространства:

  1. Запад – Россия;
  2. Террористические группировки – мировое сообщество;
  3. Между отдельными странами;

По первому направлению главной организующей силой являются США, определяющие основные направления антироссийской информационно-пропагандистской деятельности. К ним, в частности, относятся:

  • дискредитация Российской Федерации;
  • дискредитация руководства и лично Президента В.В. Путина;
  • дискредитация Российских СМИ.

Дискредитация нашей страны производится по двум направлениям: в мировом информационном пространстве и в информационном пространстве самой Российской Федерации. Главная цель антироссийских акций заключается в представлении нашей страны в качестве «главного врага» свободного мира, который постоянно «подвергает опасности мировой порядок», «бряцает ядерным оружием», провоцирует проблемы в Европе и на Ближнем Востоке, «спонсирует терроризм». Подобные материалы тиражируются мировыми СМИ, комментируются западными аналитиками и пропагандистами.

Другим направлением нападок на Россию являются ее действия в Сирии, якобы направленные против «умеренной оппозиции и мирного населения». Эти сфабрикованные сведения сопровождаются «убедительными доказательствами» в виде фотографий, видеосъемок «мест трагедий», «свидетельствами очевидцев» и т.п.

Для внутрироссийской аудитории дополнительно готовятся материалы о «скорой гибели России», ее «убогости и позорности» необходимости «смены правящего режима либеральными силами», предпринимаются попытки вызвать протестные настроения у населения. Все эти материалы активно распространяются в Рунете, где российские пользователи могут знакомиться с переводами, тенденциозно подобранных статей мировых СМИ, русскоязычными новостными порталами «Голос Америки», BBC, Дойче Велле, антироссийскими материалами «Радио Свобода» и т.п.

Следует отметить, что значительную часть населения западных стран, под воздействием пропагандистских материалов, верит в «русскую угрозу», где-то даже ожидают «вторжения» российской армии в ближайшее время или внезапного нападения на них с применением ядерного оружия. Вместе с тем российские граждане в целом отвергают западную пропаганду и поддерживают действия руководства страны по отстаиванию национальных интересов и проведению независимой внешней политики.

Наибольшее неприятие на западе вызывает президент Российской Федерации В.В. Путин как сильный лидер, не поддающийся давлению из-за рубежа и явно превосходящий по своим личным качествам всех представителей западной политической элиты. Он подвергается мощным пропагандистским атакам, часто носящим клеветческий характер. Его называют «гангстером, управляющим бандитским государством», «главным шоу в Москве», «политическим ничто » и т.п. Многие нападки носят личный характер и явно выходят за пределы дипломатической и политической корректности. Интернет-пространство заполнено подобными материалами, сопровождаются оскорбительными карикатурами, коллажами, распространяемыми на различных порталах.

Западные пропагандисты ищут новые приемы, чтобы нанести ущерб репутации российского лидера. Действующий в США Центр анализа европейской политики, предложил подготовить и запустить на YouTube комедийное шоу, высмеивающее президента РФ и его политику. Американские специалисты пришли к выводу, что якобы «Путин боится насмешек больше, чем критики» и против него нужно использовать «русское остроумие», что должно провести к желаемому результату.

Необходимо отметить, что в антироссийских пропагандистских мероприятиях активно участвуют не только союзники США по НАТО, но и ряд стран из постсоветского пространства. В частности, на Украине создан ряд крайне враждебных России интернет сайтов, например, «миротворец» и «ИнформНапалм», где размещаются русофобские материалы и сведения подстрекательного характера.

Большую озабоченность на западе вызывает так называемая “лживая пропаганда кремля”, которая “окутала” медийное пространство многих стран мира и имеет «роковые последствия» для западного сообщества. Против российских медиа групп «Russia Today» и «Спутник» с использованием интернет-ресурсов ведется компания «разоблачения» их недобросовестной работы, «передергивания фактов» и других «грязных методов». В ЕС в ноябре начат выпуск еженедельного издания «Обзор дезинформации», раскрывающий, как объявлено в Брюсселе, масштабы «пропаганды РФ в странах мира», создающей «ошибочный взгляд» на происходящие события.

Страны Запада и их союзники максимально используют возможности интернета и кибернетического пространства для ведения антироссийской деятельности. Создаются новые органы и организации, которые занимаются внедрением в наиболее популярные интернет-платформы – Facebook, Twitter, ВКонтакте, пропагандистских материалов, оказывают воздействие на блогосферу, используют видеохостинги и мессенджеры для нападок на Россию и ее руководство.

Другим направлением информационного противоборства является пропагандистская деятельность «Исламского государства», других исламистских террористических группировок и активное противодействие ей со стороны мирового сообщества. Исламские экстремисты умело ведут пропаганду с широким использованием интернет-ресурсов, при этом они восхваляют «Исламский халифат», созданный ИГ в Ираке и Сирии, привлекают на свою сторону боевиков из-за рубежа, а также запугивают своих противников.

Ежемесячно пропагандисты «Исламского государства» распространяют через интернет 100 различных материалов: сводки новостей, текстовые обзоры, интернет издание брошюр и журналов, теологические трактаты, подборки фотографий, видеоролики, отдельные сообщения в социальных сетях и т.п.

Все пропагандистские материалы готовятся с высоким качеством, и содержат сведения о «счастливой жизни» на территориях, находящихся под контроле ИГ, об успешных военных операциях и подрывных акциях против «неверных», о примерах милосердия и «атмосфере товарищества» в рядах боевиков. Обосновывается необходимость жертвенности и проведения суицидных террористических актов, также сверхжестокости по отношению к «врагам правоверных». По оценкам западных аналитиков, с этими материалами знакомятся сотни тысяч людей в разных странах мира, часть из которые присоединяется к «братьям по вере» и их вооруженной борьбе за «Исламский халифат».

Западные страны пытаются противодействовать пропагандистской деятельности ИГ. В США, в частности, в этих целях создан Центр стратегических антитеррористических коммуникаций. Однако снизить эффективность пропаганды ИГ пока не удается. Контрпропагандистские материалы (фотографии убитых боевиков, осуждение суицидных терактов, как не соответствующих нормам ислама и т.п.) не пользуются популярностью. Поэтому госдепартамент США свернул свою пропагандистскую интернет-борьбу с ИГ. Основное внимание стало уделяться блокированию интернет-ресурсов «Исламского государства», но ее специалисты стали оперативно переходить на другие платформы в киберпространстве. Это позволяет ряду зарубежных аналитиков говорить о поражении Запада в информационного противоборства силами терроризма и экстремизма.

Информационное противоборство отмечается также между отдельными странами, являющихся геополитическими соперниками. США уже длительное время критикует Китай за нарушение прав человека, «чрезмерное усиление военной мощи». Последнее время Вашингтон обвиняет Пекин в провоцировании военной напряженности в Южно-Китайском море. КНР в свою очередь обвинила США в гегемонизме, стремлении установить контроль над морскими коммуникациями и пригрозила принятием мер военного характера. Информационное противоборство между этими двумя странами будет усиливаться.

В качестве другого направлении можно отметить, что США и Великобритания использовали интернет-ресурсы против Германии, являющейся их союзником по НАТО. Рядом экспертов было установлено, что в ходе кризиса с беженцами в Европе мигрантов в Германию фактический заманивали микроблогами, размещенными в Twitter, где отмечалось, что эта страна отличается повышенным гостеприимством, немцы “очень гуманны” и ФРГ имеет экономические возможности, позволяющие предоставить лицам пребывающим из Ближнего Востока и Северной Африки, высокие стандарты проживания. Оказалось, что большая часть таких сообщений поступала на мобильные телефоны и планшеты беженцев из Великобритании и США. Можно предположить, что “близкие союзники” Германии надеются подорвать ее экономику и внутриполитическую стабильность.

Таким образом, информационное противоборство в мире продолжается, причем его масштабы расширяются. Напряженность обстановки в мире в среднесрочной и дальнесрочной перспективе снижаться не будет. Поэтому будет продолжаться информационное противоборство, но оно преимущественно будет вестись в киберпространстве.

Новые IT-технологии позволят обслуживать большое количество постоянно подключенных к интернету мобильных устройств, скорость обмена данными многократно увеличится. Возрастет количество пользователей социальных сетей, куда переместятся основные мировые новостные и информационные ресурсы. Миллиарды жителей земли будут получать разнообразные сведения «в любое время, где угодно», в том числе подготовленные в рамках информационного противоборства, для достижения военно-политических целей отдельных государств или блоков государств. Все это необходимо учитывать для выработки соответствующих мер противодействия для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Кондрашов Вячеслав Викторович,
доктор исторических наук, профессор

Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра»; это стало результатом того, что информа­ционные системы стали частью нашей жизни и изменили ее корен­ным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив социальных субъектов беспрецедент­ным количеством и качеством информации.

Теперь можно наблюдать за ходом боевых действий, анализировать события в режиме он-лайн.

Однако следует разграничивать понятия борьбы в информацион­ную эру и информационной борьбы. Борьба в информационную эру использует информационную технологию в качестве средства для успешного достижения результатов. Для информационной борьбы информация - отдельный объект или потенциальное оружие и вы­годная цель. Технологии информационной эры сделали возмож­ным прямое манипулирование информацией противника.

Таким образом, можно констатировать, что государства стремятся приобрести информацию, обеспечивающую выполнение их целей, воспользоваться ей и защитить ее. Эти использование и защита могут осуществляться в экономической, политической и военной сфе­рах. Знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить мощь одной стороны и понизить мощь другой. Информационное оружие воздействует на информа­цию, которой владеет противник, и его информационные функции.

Информационная борьба - это любое действие по использова­нию, разрушению, искажению информации противника и ее функ­ций, защите своей информации против подобных действий, исполь­зованию собственных информационных функций.

Это определение является основой для следующих утвержде­ний. Информационная борьба - это любая атака против информа­ционной функции независимо от применяемых средств.

Информационная борьба - это любое действие по защите сво­их собственных информационных функций независимо от приме­няемых средств. Информационная борьба-это лишь средство, а не конечная цель. Ее можно использовать как средство для проведе­ния стратегической атаки или противодействия.

Чтобы информационная борьба была эффективной, нужно, что­бы противоборствующая сторона делала три вещи:

1) наблюдала обманные действия;

2) посчитала обман правдой;

3) действовала после обмана в соответствии с целями обманы­вающего.

Информационная борьба имеет следующую структуру: 1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию противника;

2) информационное противодействие - не позволяет оппоненту получить точную информацию;

3) дезинформация - предоставляет оппоненту ложную информацию о силах и намерениях;

4) физическое разрушение - может быть частью информационной борьбы;

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы оппонент узнал о возможностях и намерениях;

6) прямые информационные атаки - искажение информации без
видимого изменения сущности, в которой она находится.
Цели информационной борьбы:

1) контроль за информационным пространством;

2) использование контроля за информацией для ведения информационных атак;

3) повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью
повсеместного использования военных информационных функций.

просмотров