Методы исследования во введении. Бихевиоризм

Методы исследования во введении. Бихевиоризм

Важнейший компонент профессиональной компетентности консультанта - выбор и адекватное применение конкретной техники для решения конкретной задачи консультирования. Некоторые техники являются универсальными, по некоторые могут быть использованы лишь на определенном этапе или для решения конкретной задачи. Рассмотрим подробнее использование техник на различных этапах консультирования.

1. Вступление в контакт. Начало беседы.

На этом этапе важно установить хороший консультативный контакт с клиентом. Когда клиент заходит в кабинет, можно встать, пропустить его вперед и предложить присесть в любое из кресел.

Возможность выбрать кресло помогает клиенту почувствовать себя более свободно и в то же время ответственно в данной ситуации. Консультант занимает свое место или после клиента, или одновременно с ним. Лучше не начинать говорить, пока клиент не сел и не почувствовал себя комфортно.

Не следует слишком суетиться, предлагать свою помощь. Поздороваться с клиентом лучше нейтрально - просто "Здравствуйте". Не надо говорить: "Я рад вас видеть", "Добрый день", - это может создать у клиента ощущение отсутствие эмпатии со стороны консультанта, так как для него этот день может быть "не добрым".

Перед тем, как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 с, чтобы клиент огляделся, собрался с мыслями и "обустроил" свое личное пространство.

Начало беседы. Задачи на данном этапе консультирования:

  • 1) знакомство с клиентом по имени - равенство имен "Давайте познакомимся, как мне вас называть?" Ориентироваться на его представление, называя себя;
  • 2) объяснение, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать: "Я - психолог, советов не даю, лекарств не выписываю. Я помогаю людям, разговаривая с ними и помогая им увидеть ситуацию с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и принять решение или изменить свое поведение". Добавить гарантию анонимности;
  • 3) если клиент сомневается, сможет ли консультант ему помочь, можно ответить: "Давайте попробуем", - но не обещать гарантированной помощи;
  • 4) предложение клиенту рассказать о своих проблемах: "Слушаю вас внимательно", "Расскажите, что вас сюда привело". Не следует употреблять слово "проблема", не нужно акцентировать особенности ситуации - "не бойтесь" (такая фраза подразумевает, что здесь есть, чего бояться, и увеличит тревогу у клиента);
  • 5) на этапе установления контакта может проявиться сопротивление клиента консультированию: он говорит, что вы слишком молоды, не подходите ему и т.п. В этом случае можно предложить продолжить, пообещав, что если возникнет необходимость, он может обратиться к другому психологу. Можно заготовить фразу, например такую: "Психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой большой роли, гораздо важнее моя квалификация, которую вы можете оценить, лишь начав со мной работать" ;
  • 6) если клиент уходит от темы в рассуждения об общих вопросах, что также является проявлением сопротивления. Можно спросить: "А почему вас это волнует?" Это поможет выйти на его личную проблему;
  • 7) если клиент требует вызвать мужа, ребенка, подчиненного на прием, необходимо объяснить ему, что психолог работает только с тем, кто пришел и обратился за помощью: "Я работаю только с тем, кто сам пришел за помощью".
  • 2. Расспрос клиента.

Этап расспроса включает в себя две фазы. На первой фазе происходит сбор информации и формулировка консультативных гипотез, на второй - консультант проверяет консультативные гипотезы.

Первая фаза расспроса. Формулирование консультативной гипотезы. На этом этапе задача консультанта - как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны конфликты и тревоги. На данном этапе используются открытые вопросы, техники эмпатичсского (нерефлексивного) слушания. Позиция психолога на этом этапе расспроса внешне пассивная, но при этом происходит активная внутренняя работа по анализу проблемы и формулированию консультативных гипотез.

Направления работы психолога-консультанта на данном этапе следующие:

  • 1) поддержание контакта. Средства - техники эмпатичсского слушания. На этом этапе важно придерживаться принципа принятия клиента;
  • 2) стимулирование клиента на дальнейший рассказ. Средства - открытые вопросы. Следует опросить клиента по следующей схеме: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем появилась), отношения клиента со всеми действующими лицами, их отношение к проблеме, мнение человека о причинах проблемы, ухудшения и улучшения ситуации, с чем связаны, почему именно сейчас обратился в консультацию;
  • 3) структурирование беседы. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем обсуждается. Задавая вопрос, необходимо кратко пояснить, почему это необходимо обсудить. Используется также комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного;
  • 4) осмысление того, что говорит клиент - это внутренняя работа психолога. Психологу важно быть активным и понимающим на протяжении всего разговора, помнить имена, даты, детали. Можно записывать какие-то детали, но с разрешения клиента.

Для лучшего запоминания можно вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента.

Всего процесс расспроса длится 25-35 мин, первая фаза - 15-20 мин.

Вторая фаза расспроса клиента. Проверка консультативных гипотез. После того как гипотезы сформулированы, начинается этап их проверки.

Гипотеза - это попытка понять ситуацию клиента, связка "проблема - причина". Гипотеза формулируется психологом на основе его теоретических знаний о механизмах функционирования психики с использованием той или иной теоретической модели.

Гипотезы формулируются психологом на профессиональном языке "для себя". Вербально выраженная для клиента и на языке клиента гипотеза - это интерпретация.

На этом этапе характер вопросов консультанта меняется. Цель вопросов - уточнение возникших у консультанта идей относительно консультативных гипотез, поэтому вопросы становятся более точными и конкретными, появляется больше закрытых вопросов. Таких же точных и конкретных ответов психолог добивается от клиента.

Основной прием проверки консультативных гипотез - анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его поведение. При этом анализируется, когда именно и в связи с чем возникла ситуация, где именно происходила, кто участвовал, что конкретно говорили и делали, что чувствовал клиент, что думали и чувствовали другие, чем ситуация окончилась, какие имела последствия, на что оказала влияние.

Позиция психолога на этом этапе расспроса более активная, он может предлагать альтернативы, задавать детализирующие вопросы, стимулировать память клиента.

У клиентов часто возникают трудности при ответе на вопросы о чувствах. Для преодоления этих трудностей можно использовать альтернативные вопросы. Когда речь идет о переживаниях других, можно сказать, что достаточно предположений клиента о том, что чувствовал партнер.

Важно разобрать два-три таких конкретных примера. Если во всех ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения или переживаний клиента, гипотезу можно считать подтвержденной или опровергнутой.

Принципы отбора ситуаций для анализа:

  • 1) содержание ситуации должно быть связано с содержанием жалобы клиента;
  • 2) ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента;
  • 3) ситуации должны быть достаточно развернутыми.
  • 3. Оказание психокоррекционного воздействия. Интерпретация.

Так как большинство клиентов приходит лишь на одну консультацию, важно постараться даже за одну консультацию достичь каких-то значимых результатов. Поэтому консультация включает в себя элементы воздействия на клиента.

Воздействие не может носить форму совета или рекомендации. Какие же возможности остаются у консультанта за столь короткое время?

В рамках консультации возможно использовать следующие техники воздействия:

  • 1) акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев: "В начале нашей беседы вы жаловались на то, что начальник часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициатором конфликта, а он искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?";
  • 2) задача - еще раз проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основного вопроса: "Чего добивается клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом?";
  • 3) воздействие реализовано, если в сознании клиента выстроена цепочка событий: чувство клиента (потребности в любви, власти) - неадекватные средства - негативная реакция партнера;
  • 4) роль консультанта - помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценив их, выбрать тот вариант поведения, который является наиболее подходящим;
  • 5) опираться на то, насколько клиент готов к изменениям, подчеркнуть, что реальные изменения необходимы;
  • 6) один из приемов воздействия - взглянуть на ситуацию глазами других людей: "А как он относится к этому?"
  • 4. Завершение беседы и выход из контакта.

Задачи данного этапа следующие.

  • 1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего). Необходимо выстроить логику сеанса для клиента в трех-четырех предложениях, после этого нужно выдержать паузу, дать клиенту возможность отреагировать.
  • 2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами - назвать свои часы приема, дать визитку. Специалисты - психиатры и юристы. Принятие решения о том, что контакты продолжатся. Сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько встреч понадобится. Дать домашнее задание.
  • 3. Прощание. Прощание не должно выглядеть формальным, необходимо проводить клиента до двери, сказать ему несколько теплых слов. Обращение по имени дает ощущение того, что работа прошла успешно. Важно избегать потока клиентов. Если клиент недоволен - сформулировать еще раз, с чем, по-вашему, связана его неудовлетворенность, порекомендовать что-то. Важно в любой ситуации оставаться профессионалом, признавая ограничения своей компетенции, не вступать с клиентом в излишние споры.

Обобщенно соотношение техник и этапов консультации представлено в табл. 1.5.

Таблица 15

Этапы и техники психологического консультирования

Особенности проведения консультации, состоящей из нескольких встреч. В серии консультаций, состоящих из нескольких встреч, можно выделить три ключевых периода.

  • 1. Первая встреча. На ней устанавливается контакт с клиентом, формулируется запрос клиента.
  • 2. Последующие встречи. Продолжение проработки проблемы.
  • 3. Завершение консультирования.

Особенности проведения первой встречи с клиентом. На первой встрече с клиентом необходимо решить следующие задачи.

  • 1. Установление контакта с клиентом.
  • 2. Устранение беспокойства клиента в начале беседы. Нужно обсудить чувства, которые испытывает клиент.
  • 3. Ознакомление клиента с процедурой консультирования. Подчеркнуть зависимость успеха процесса консультирования от сотрудничества между консультантом и клиентом. Это уменьшает тревогу.
  • 4. Выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. У клиента, направленного другим специалистом, сформировать "гештальт" сотрудничества. Выслушать его заново, даже если коллега рассказал вам о сути проблемы клиента.
  • 5. Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть неопределенным: "Что вас привело?"; "С чего вы хотели бы начать?"
  • 6. В начале избегать конкретности, актуальные вопросы держать в голове.
  • 7. Выслушивая, определять основную тему, круг проблем.
  • 8. Заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность.
  • 9. Не стараться сразу освободить его от страданий. Он должен уйти с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.

Цели первой консультации:

  • 1) поощрять открытое общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить;
  • 2) продвигаться в направлении более глубокого понимания клиента;
  • 3) настроить клиента на полезность каждой встречи;
  • 4) передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем;
  • 5) обозначить направления дальнейшей работы;
  • 6) объяснить, почему надо встречаться несколько раз.

Па первой встрече в основном собирается информация, происходит выделение основной проблемы.

Для первой встречи характерна большая активность консультанта.

Последующие встречи могут начинаться с обсуждения того, что произошло за неделю, или "домашнего задания".

Особенности следующих встреч:

  • 1) они должны нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности;
  • 2) поощрять его выбирать тему самому, а не ждать вопросов консультанта;
  • 3) можно спросить: "О чем вы думали, направляясь на сегодняшнюю встречу?"

Завершение консультирования. Вопрос о прекращении встреч клиент и психолог решают вместе.

Последняя встреча включает в себя подведение итогов и установление важнейших результатов консультирования. Лучше, чтобы это сделал сам клиент, так как только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Возможно, однако, несовпадение мнения клиента и психолога:

  • 1) психолог считает, что пора закончить консультирование, а клиент к этому не готов и требует еще консультаций. В этом случае необходимо разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать. Часто такая реакция означает возникновение зависимости клиента от консультанта и стремление клиента к окончательному разрешению проблем, реакции переноса. До окончательного выяснения причин и проработки переносных реакций консультирование нельзя прерывать, или же следует переадресовать клиента психотерапевту;
  • 2) клиент хочет прекратить консультирование, психолог же считает, что еще рано, проблема еще не проработана. Причиной такой ситуации может быть неудовлетворенность клиента консультативным контактом или расхождение целей клиента и консультанта: клиент добивается краткосрочных целей, тогда как консультант - перспективных. Приоритет в этом случае отдается целям клиента.

После завершения консультирования нужно обсудить вопрос о необходимости встреч по окончании консультирования, дать клиенту возможность обращения в случае необходимости. Но если консультирование было эффективным, у клиента не возникнет в этом потребности.

Советы начинающему консультанту

  • 1. Преодоление напряжения. Не вытеснять тревогу, а обозначить ее и принять. Не оценивать себя и не причислять к категории. Выяснить, какие ситуации вызывают ощущение угрозы, и поначалу меньше с ними сталкиваться.
  • 2. Оставаться самим собой. Не растворяться в профессиональной роли, сохранять свою аутентичность. Не ориентироваться только на профессиональные знания. Не ставить нереалистических притязаний.
  • 3. Стремиться к внутренней интеграции - синтезу профессиональных навыков с личной идентичностью.
  • 4. Вместо жажды совершенства стремиться к мастерству. Не надеяться на успех с каждым клиентом. Осознавать свою ограниченность.
  • 5. Быть добросовестным - иметь мужество признаваться в незнании, когда не знаешь. Не обманывать себя.
  • 6. Не следует ожидать быстрых результатов. Невозможно решить проблемы за одну-две встречи. Необходимо уметь ждать в условиях неопределенности. Подлинные результаты могут стать видны намного позже окончания консультирования.
  • 7. Путь к развитию лежит через страдания - не стараться избавить клиента от страданий во что бы то ни стало. Задача консультанта - помочь клиенту осознать свободу действий, придать его страданиям конструктивное направление. Он должен уйти более уверенным в себе, но с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.
  • 8. Иногда ставить под вопрос собственную эффективность, позволять себе испытывать бессилие и вообще сомневаться в целесообразности консультирования.
  • 9. Не растворяться в проблемах клиента, отключаться после его ухода.
  • 10. Не морализировать и не поучать.
  • 11. Не давать советов и поспешных решений. Причины:
  • 1) раздача советов нарушает автономию личности;
  • 2) увеличивает зависимость клиента от консультанта;
  • 3) увеличивает неразбериху в его голове.

Но давать советы, когда клиент не способен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих.

  • См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Кочюнас Р. Психологическое консультирование. С. 127-141

Поисковая модель должна быть способна к «самокалибровке». То есть она должна быть способна взять свои алгоритмы, их удельный вес и сравнить смоделированные данные с общедоступными поисковыми системами, чтобы выявить наиболее точный поисковый механизм, позволяющий смоделировать любую среду.

Однако анализировать тысячи параметров, пытаясь найти наилучшее их сочетание – это астрономически дорого в плане вычислительной обработки, а также очень сложно.

Так как же, в таком случае, создать самокалибрующуюся поисковую модель? Выходит, единственное, что нам остается – обратиться за помощью к… птицам. Да-да, вы не ослышались, именно к пернатым!

Оптимизация с использованием роя частиц (PSO)

Нередко случается так, что грандиозные проблемы находят самые неожиданные решения. Так, например, стоит обратить внимание на оптимизацию с использованием роя частиц, которая представляет собой метод искусственного интеллекта, впервые упомянутая в 1995 году и базирующаяся на социально-психологической поведенческой модели толпы. Техника на самом деле смоделирована на основе концепции поведения птиц в стае.

На самом деле все алгоритмы, работающие на правилах, которые мы создали сегодня, по-прежнему не могут быть использованы для поиска хотя бы приблизительных решений самых сложных проблем численной максимизации или минимизации. Зато используя такую простую модель как птичья стая, вы сразу же сможете получить ответ. Мы не раз слышали ужасающие прогнозы о том, как однажды искусственный интеллект захватит наш мир. Однако в данном конкретном случае он как раз-таки становится нашим ценнейшим помощником.

Ученые занимались разработкой и реализацией множества проектов, посвященных Роевому интеллекту. Так, в феврале 1998 года был запущен проект «Millibot», ранее известный как «Cyberscout» - программа, задействованная морской пехотой США. Cyberscout был, по сути, легионом крошечных роботов, которые могли внедряться в здание, охватывая всю его территорию. Способность этих высокотехничных крох общаться и передавать между собою информацию дала возможность «рою» роботов действовать как единому целому организму, превращая весьма трудоемкую задачу по исследованию целого здания в неторопливую прогулку по коридору (у большинства из роботов была возможность проехать не более пары метров).

Почему это работает?

В PSO действительно классным является то, что методика не делает решительно никаких предположений о той проблеме, которую вы пытаетесь решить. Она представляет собой нечто среднее между основанным на правилах алгоритме, пытающимся выработать решение, и нейронных сетях искусственного интеллекта, которые ставят своей целью исследовать проблематику. Таким образом, данный алгоритм – это компромисс между исследовательским и эксплуататорским поведением.

Не имея исследовательскую природу, этот оптимизационный подход, алгоритм, несомненно, превратился бы в то, что статистики называют «локальным максимумом» (решение, которое представляется оптимальным, но не является таковым на самом деле).

В первую очередь вы начинаете с ряда «стай» или догадок. В поисковой модели это могут быть различные весовые коэффициенты скоринговых алгоритмов. К примеру, имея 7 разных входов, вы начнете, как минимум, с 7 различных предположений относительно этих весов.

Идея PSO состоит в том, чтобы каждое из этих предположений находилось как можно дальше от остальных. Не вдаваясь в 7-мерные расчеты, вы можете использовать несколько техник, чтобы убедиться, что ваши отправные точки являются оптимальными.

После этого вы начнете развивать свои догадки. В ходе этого вы будете имитировать поведение птиц в стае в ситуации, когда возле них оказалась пища. Одна из случайных догадок (стай) окажется ближе других, и каждая последующая догадка будет скорректирована на основании общей информации.

Визуализация, показанная ниже, наглядно демонстрирует данный процесс.

Реализация

К счастью, существует целый ряд возможностей для реализации данного метода в разных языках программирования. И самое замечательное в оптимизации с использованием роя частиц то, что ее легко претворить в реальность! Техника имеет минимум параметров настройки (является показателем сильного алгоритма) и очень небольшой список недостатков.

В зависимости от вашей проблемы, реализация задумки может оказаться в локальном минимуме (не является оптимальным решением). Вы можете легко исправить это путем внедрения топологии соседства, которая быстро сведет цикл обратной связи к лучшим из близлежащих предположений.

Основная часть вашей работы будет состоять в разработке «приспособленческой функции» или алгоритма ранжирования, который вы будете использовать для определения степени близости к целевой корреляции. В нашем случае с SEO мы должны будем соотносить данные с неким заданным объектом вроде результатов Google или любой другой поисковой системы.

Если у вас есть работающая скоринговая система, ваш алгоритм PSO будет пытаться максимизировать показатели через триллионы потенциальных комбинаций. Скоринговая система может быть такой же простой, как выполнение корреляции Пирсона между вашей поисковой моделью и результатами поиска пользователей сети. Или же она может стать такой же сложной, как одновременное задействование этих корреляций и присвоение баллов каждому конкретному сценарию.

Корреляция относительно «черного ящика»

В последнее время многие сео-оптимизаторы пытаются выполнять корреляцию относительно «черного ящика» Google. Эти усилия, конечно, имеют право на жизнь, однако являются все же достаточно бесполезными. И вот почему.

Во-первых, корреляция не всегда подразумевает наличие причинно-следственной связи. Особенно если точки входа в ваш черный ящик располагаются не слишком близко к точкам выхода. Давайте рассмотрим это на примере, когда точки входа располагаются очень близко к соответствующим им точкам выхода - бизнес по перевозке мороженного. Когда на улице тепло, люди покупают больше мороженного. Здесь легко увидеть, что точка входа (температура воздуха) тесно привязана к точке выхода (мороженное).

К сожалению, большинство сео-оптимизаторов не используют статистическую близость между своими оптимизациями (входами) и соответствующими им поисковыми результатами (выходами).

Более того, их входы или оптимизации находятся перед компонентами обхода в поисковой системе. Фактически типичная оптимизация должна пройти через 4 уровня: обход содержимого, индексирование, скоринг и, в конечном итоге, уровень запроса в реальном времени. Попытка корреляции подобным способом не может дать ничего кроме напрасных ожиданий.

На самом деле, Google обеспечивает существенный коэффициент шума, подобно тому, как правительство США создает шум вокруг своей сети GPS, в силу чего гражданские лица не имеют возможность получать такие же точные данные как военные. Это называется уровнем запросов в реальном времени. И этот пласт становится серьезным сдерживающим фактором для тактики SEO-корреляции.

В качестве примера здесь можно привести садовый шланг. Находясь на скоринговом слое поисковой системы, вы получаете взгляд компании на то, что происходит вокруг. Вода, выходящая из садового шланга, организованна и предсказуема – то есть вы можете изменить положение шланга и предсказать соответствующее изменение движения потока воды (результаты поиска).

В нашем случае слой запросов распыляет эту воду (результаты поиска) в миллионы капелек (вариации результатов поиска), зависящих от пользователя. Большинство изменяющихся сегодня алгоритмов возникают на основе уровня запросов с тем, чтобы для того же количества пользователей произвести большее количество вариаций поисковых результатов. Алгоритм Колибри от Google является одним из примеров. Сдвиги на уровне запросов позволяют поисковым системам генерировать больше торговых площадок для своих PPC-объявлений.

Уровень запросов – это взгляд пользователей, а не компании на то, что происходит. Следовательно, корреляции, выведенные таким образом, будут крайне редко иметь причинно-следственные связи. И это при условии, что вы имеете один инструмент, чтобы находить и моделировать данные. Как правило же, сео-оптимизаторы используют целый ряд входных данных, что будет способствовать повышению шумов и снижению вероятности поиска причинно-следственной связи.

Поиск причинно-следственных связей в SEO

Чтобы получить корреляцию для работы с моделью поисковой системы нужно как можно значительнее затянуть входы и выходы. В модели поисковой системы входные или переменные данные должны находиться в скоринговом слое или над ним. Как это сделать? Мы должны разбить черный ящик поисковой системы на ключевые компоненты, а далее построить модель поисковика с нуля.

Оптимизировать выходы даже сложнее в силу ужасающих шумов, возникающих из-за слоя запросов в реальном времени, который за счет каждого пользователя создает миллионы вариаций. Как минимум, нам нужно будет сделать такие входы для нашей модели поисковой системы, которые будут располагаться перед обычным слоем с вариациями запросов. Это гарантирует, что хотя бы одна и сравниваемых сторон стабильна.

Построив модель поисковой системы с нуля, мы сможем отображать результаты поиска, идущие не от уровня запросов, а прямо от скорингового слоя. Это даст нам более стабильную и точную взаимосвязь между входами и выходами, которые мы пытаемся соотнести. И тогда благодаря этим прочным и показательным связям между входами и выходами корреляция станет отражать причинно-следственную связь. Сделав акцент на одном входе, мы получим прямую связь с теми результатами, которые мы видим. Затем мы сможем сделать классический seo-анализ, чтобы определить вариант оптимизации, который будет выгоден для имеющейся модели поисковой системы.

Итоги

Ситуации, когда какая-нибудь простая вещь в природе приводит к научным открытиям или технологическим прорывам не может не восхищать. Имея модель поисковой системы, которая позволяет нам открыто соединить скоринговые входы с не персонализированными результатами поиска, мы можем связать корреляцию с причинно-следственной связью.

Добавьте к этому оптимизацию методом роя частиц, и вы имеете технический прорыв – самокалибрующуюся поисковую модель.

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

  • * формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека (например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.),
  • * закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения.
  • * уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;
  • * поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сторонников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии - снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

  • *построение новых стереотипов поведения;
  • *угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;
  • *облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

  • * стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;
  • * отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;
  • * наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;
  • * жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;
  • * психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

  1. Что негативный экологический фактор делает уборку внутри компьютера уменьшить?
    • пыль*
  2. Какой компонент может быть легко поврежден прямым струей сжатого воздуха при очистке внутри корпуса компьютера?
    • вентилятор*
    • теплоотвод
    • питания
    • Процессор
    • кабельные соединители
  3. На производственной площадке, мебельная фабрика имеет ноутбуки для контроля процесса и отчетности. Производственной среды этаже составляет около 80 градусов по Фаренгейту (27 градусов по Цельсию). Уровень влажности достаточно высок около 70 процентов. Вентиляторы монтируются в потолке для циркуляции воздуха. Древесная пыль преобладает. Какое условие, наиболее вероятно, негативно влияют на ноутбук, который используется в этой среде?
    • температуру
    • влажность
    • поток воздуха
    • пыль *
  4. Овощной консервный завод использует ноутбуки для контроля сборочных линий. Производственной среды и температуре окружающей среды около 75 градусов по Фаренгейту (24 градуса Цельсия). Уровень влажности составляет около 30 процентов. Уровень шума высок из-за консервирования машинами. Ноутбуки в деревянной коробке, которая плотно окружает ноутбук с трех сторон. Какой фактор является, скорее всего, отрицательно скажется на ноутбук, который используется в этой среде?
    • температура в помещении
    • влажность
    • ноутбук контейнера *
  5. Научной экспедиции, использующие ноутбуки для работы. Температура, где ученые работают в диапазоне от -13 градусов по Фаренгейту (-25 градусов Цельсия) до 80 градусов по Фаренгейту (27 градусов по Цельсию). Уровень влажности составляет около 40 процентов. Уровень шума низкий, но местность неровная, а скорость ветра может достигнуть 45 миль в час (72 километра в час). При необходимости, ученые остановиться и введите данные, используя ноутбук. Какое условие, наиболее вероятно, негативно влияют на ноутбук, который используется в этой среде?
    • температуры*
    • влажность
    • пересеченной местности
    • ветер
  6. Что является неотъемлемой частью создания плана профилактического обслуживания?
    • документирование подробности и частота каждой задачи обслуживания*
    • выполнение модернизации оборудования
    • отбросив все замененные детали
    • выполнение судебной экспертизы нарушений безопасности
  7. Специалиста, выполняющего ремонт аппаратной части ПК на стройке. Какую задачу должен выполнять специалист в рамках плана профилактического обслуживания?
    • Удалить пыль от всасывающих вентиляторов.*
    • Резервное копирование данных, отформатировать жесткий диск и переустановить данные.
    • Разработать и установить программное обеспечение отслеживания судебной экспертизы.
    • Произвести ревизию всех программ, установленных.
  8. Какие задачи должны быть частью оборудования плановое техническое обслуживание?
    • Обзор обновления безопасности.
    • Обновления файлов определений вирусов.
    • Регулировка монитора для оптимального разрешения.
    • Удалить пыль из внутри жесткого диска.
    • Проверить и закрепить любые свободные кабели. *
  9. В процессе тестирования теории несколько вероятных причин проблемы, который должен быть первым?
    • самый простой и самый очевидный*
    • те клиент считает наиболее важным
    • наиболее сложными и трудными для диагностики
    • те, которые были выбраны путем случайного отбора
  10. Какие два пункта могут быть использованы, чтобы помочь создать план действий при решении проблем с компьютером? (Выберите два.)
    • мультиметр
    • петлевой разъем
    • компьютер руководство по эксплуатации*
    • компьютерный ремонт журнал*
    • Диагностика биоса
  11. Какие два типа данных, которые должны быть подкреплены до устранения неполадок компьютера для клиента? (Выберите два.)
    • Файл системной BIOS
    • файлы драйвера для жесткого диска
    • Интернет Эксплорер файлы избранное*
    • Файлы операционной системы Windows
    • документы, созданные клиентом *
  12. Клиент сообщает, что в последнее время некоторые файлы не могут быть доступны. Сервисная служба решает проверить состояние жесткого диска и файловой структуры системы. Специалист просит клиента, если резервная копия была выполнена на диск и клиент отвечает, что резервное копирование было сделано неделю назад на другой логический раздел диска. Что должен делать специалист перед проведением диагностических процедур на диске?
    • Запустите служебную программу chkdsk.
    • Резервное копирование пользовательских данных на съемный диск.*
    • Выполнить восстановление файла из резервной копии на логический раздел.
    • Установите новый жесткий диск в качестве основного диска, затем текущая диск рабом.
  13. Какой следующий шаг после возможных решений реализуется в процессе устранения неполадок?
    • Тест еще одно возможное решение.
    • Выявить другие возможные причины этой проблемы.
    • Документа причина и решение проблемы.
    • Проверить полную функциональность системы и применять процедуры технического обслуживания. *
  14. Сообщает сотруднику, что антивирусное программное обеспечение не может получить обновления. Специалист технической поддержки замечает, что лицензия для программы истекла. Техник добавляет новую лицензию на программное обеспечение и завершает обновления. Каким должен специалист делать дальше?
    • Запишите новый Номер лицензии в журнале.
    • Скачать Advanced антивирусное программное обеспечение от другого поставщика.
    • Запустить полную проверку вирусов на компьютере.*
    • Обзор просмотра событий по дате и времени последнего обновления программного обеспечения была выполнена.
  15. Какая задача должна быть завершена до эскалации проблемы на более высокий уровень специалиста?
    • Документ каждого теста, который был испытан.*
    • Попросить клиента открыть новый запрос в службу поддержки.
    • Повторить каждый тест, чтобы гарантировать точность результатов.
    • Заменить все аппаратные компоненты с компонентов, которые, как известно, работают.
  16. Какой этап из шести-ступенчатый процесс по устранению неполадок, когда техника будет просить пользователя компьютера напечатать документ на только что установленный принтер?
    • Теория тестов, чтобы определить причину.
    • Выявить проблему.
    • Создать теорию вероятной причиной.
    • Выводы документа, действия и результаты.
    • Разработать план действий для решения проблемы и внедрения решения.
    • Проверить полную функциональность системы и, при необходимости, применения превентивных мер. *
  17. После специалиста тесты теории вероятности приводит к тому, что два действия должны лаборантка возьмет, если тестирование не выявило точной причины? (Выберите два.)
    • Создание новой теории вероятных причин.*
    • Случайным образом заменять компоненты по одному, пока проблема решена.
    • Документ каждом тесте пытался не исправить проблему.*
    • Проверить полную функциональность системы.
    • Проверить все оставшиеся возможные причины, начиная с самых сложных.
  18. Что является предпочтительным методом для извлечения диска из оптического привода, что не удается извлечь диск?
    • Вставьте палец в небольшое отверстие на передней части привода.
    • Используйте небольшую отвертку и подденьте дверной привод открытым.
    • Удалить верхней части корпуса привода.
    • Отправить диск на авторизованное ремонтное депо.
  19. Техник позвонил в офис, где компьютер случайным образом перезагрузка. Какие из перечисленных компонентов будет наиболее вероятной причиной этой проблемы?
    • CMOS батареи
    • Оптический привод
    • Электропитание *
  20. Что будет, если компьютер, содержащий источник питания, который автоматически не устанавливается для входного напряжения до 230 вольт и подключается к розетке в США?
    • Блок питания может взорваться.
    • ПК не включается.*
    • ПК будет отображать код ошибки.
    • Компьютер издаст несколько звуковых сигналов.
  21. В ходе устранения неисправностей компьютера, который не загружается, есть подозрение, что проблема с модулями оперативной памяти. Модули памяти вынуть и вставить в другой ПК, который успешно включится. Модулей оперативной памяти, а затем помещают обратно в исходный компьютер и он теперь успешно полномочиями, а также. Какая наиболее вероятная причина проблемы?
    • Модули оперативной памяти есть сбойные блоки.
    • Модули оперативной памяти были не плотно сидит.*
    • Модули оперативной памяти не соответствует спецификации ПК.
    • Модули оперативной памяти были вставлены назад в слотов DIMM.
  22. После добавления нового видео карту PCIe, то кажется, что компьютер успешно загружается, но он не будет отображать любые видео. Компьютер работал должным образом, прежде чем новая Видеокарта была установлена. Что является наиболее вероятной причиной проблемы?
    • Кабель монитора неисправен.
    • Новая Видео карта не совместима с процессором в компьютере.
    • Сохраненные настройки CMOS настроены на использование встроенного видео адаптера.*
    • На ПК не хватает оперативной памяти для поддержки новой видеокарты.
  23. Пользователь открыл билет, который указывает, что компьютер часы продолжает терять правильное время. Что является наиболее вероятной причиной проблемы?
    • Материнская плата тактирования кристалла поврежден.
    • Операционная система должна быть пропатчена.
    • CMOS батарея, это свободные или не.*
    • Процессор должен быть разогнан.
  24. Сообщает сотруднику, что каждый раз, когда рабочая станция является он зависает примерно через 5 минут использования. Что является наиболее вероятной причиной проблемы?
    • Жесткий диск отказывает.
    • ОЗУ-это неправильно.
    • Процессор перегревается.*
    • Блок питания не дает достаточного напряжения и тока.
  25. Пользователь сообщает, что изображения на дисплей компьютера искажены. Техник посылает интерна взглянуть на проблему. Что может сказать специалист стажер сначала проверить, что не предполагает замены оборудования или разборки?
    • ЖК-дисплей регулировка подсветки
    • параметры отображения*
    • работа стабильность рабочий стол
    • электрические помехи
  26. Пользователь подключил внешний монитор к ноутбуку VGA порт. Каков следующий шаг, который пользователь должен принять?
    • Отключить отображение текущих параметров используется ноутбук.
    • Доступ к BIOS и включить порт VGA на ноутбук.
    • Перезагрузить систему так, что в настоящее время подключен внешний дисплей может быть признана ноутбук.
    • Использовать клавишу FN вместе с универсальный ключ для передачи видео на внешний монитор.*
просмотров