Компьютерные игры и виртуальная реальность. Современная интернет зависимость

Компьютерные игры и виртуальная реальность. Современная интернет зависимость

Зависимость от компьютерных игр - это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос лежит через понимание психологии тех, кто в нее вовлечен больше, чем в реальность.

  • Кто и почему находится в зоне риска быть зависимым от компьютерных игр?
  • В чем негативные стороны психологической зависимости от компьютерных игр?
  • Почему у людей, которые зависят от компьютерных игр, бывают всплески агрессии и они делают перенос из виртуальности в реальность?
  • Как полностью и абсолютно избавится от зависимости от компьютерных игр?

Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, который обнаружил признаки зависимости от компьютерных игр у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени и значения вы уделяете компьютерным играм?

Так или иначе, очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих играющих, игра самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину, одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя - именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.

Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?

Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.

Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка, лет 15, завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает - такое ощущение что сейчас, в данный момент вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.

Я заглядываю в его экран через плечо и вижу - проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет - по новому запускает тот же уровень. И снова - в бой!

Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движения одним пальцем - кажется что игрок - сам Бог в этой игре.

Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо - наша остановка, пора выходить. Именно в этот самый момент, на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз - проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.

Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно, и играть, и встать, и пройти к выходу. И, конечно же, случился конфуз. Парень задел какую-то тачку бабки, по салону посыпались яблоки и выкатились в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу, мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что, мне уже не слышно.

Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.

Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.

В компьютерные игры играли, наверное, все. Через системно-векторное мышление легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми – это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором . Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.

Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир - это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу-выгоду, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорен для него окружающий мир.

Спасением зачастую становятся компьютерные игры, они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки, например, запахи.
Казалось бы, ну, что тут такого. Ну, играет человек себе в игру, ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно, когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот - в виртуальные - в чем разница-то? На самом деле разница есть и она огромная.

Человек со звуковым вектором всю жизнь живет с особенным делением мира: на внутреннее и внешнее. Для него как бы существует две отдельные среды: одна - его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая - мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он различает эти два мира друг от друга, и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В 6 лет он задает вопросы "почему я родился?", "что будет, когда я умру?", "есть ли Бог и какой он? " И тот мир, который внутри для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи - он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы, именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир - это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить никакие ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит - позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.

Если по 20 часов в сутки без перерывов палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах - это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются такими жуткими сообщениями массовых расстрелов .

Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать, как личность, социально полезный член общества. В то время как его такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время, по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой, как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше вталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.

Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой "ушедший" в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов, и, наполнившись, может еще вернутся к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.

Если Вы родитель ребенка или близкий человек того, у которого наблюдается зависимость от компьютерных игр: Если Вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр, и это настораживает Вас:
Усвойте одно, чем больше Вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, Вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире. Имейте ввиду, что Вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр - это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого Вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, на силе воли или самозапрете тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: Вы будете продолжать делать то, что приносит Вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие Вам приносит, хотя оно и небольшое (а кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно только заменив удовольствие от игры, чем-то большим по массе и значению.

Как избавиться, или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр?

Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека/ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра - это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она - все, что у него есть. Ничего кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть, и этим самым мы еще больше втолкнем его в эту самую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир вталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там - хорошо!

Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.

Поэтому есть только один путь лечения от зависимости от компьютерных игр - и он не простой. Звукового человека можно вытащить из игры только дав ему ответы на его внутренние вопросы "зачем?" и "почему?" Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто, заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество и многие из них - плохие и депрессивные, что не удивительно для подавленного звуковика. Но привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.

Где же искать эти самые ответы на вопросы "зачем?" и "почему?" Они лежат в понимании человеческой природы, особенностях всех людей, их жизни, а главное - того самого звукового вектора , от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренингах по системно-векторной психологии рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так, что каждый желающий может их посетить, в независимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте или щелкнув по баннеру:

Если вас интересует не только зависимость от компьютерных игр, но и другие злободневные вопросы, обязательно подписывайтесь в форме внизу на нашу рассылку. В каждом выпуске вы найдете для себя множество полезной, интересной информации.

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

Слайд № 5

По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

Слайд № 7 (продолжение)

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Слайд № 11

Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

Слайд № 12

Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Слайд № 13

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

Что такое компьютерная зависимость и как она возникает. Признаки такой одержимости и ее основные виды. Как справиться с ней и к кому обратиться за помощью.

Содержание статьи:

Компьютерная зависимость - это патологическая связь между человеком и компьютером, масштабы которой растут с каждым днем. Это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости - наркомания, игромания, алкоголизм. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.

Описание и механизм развития компьютерной зависимости


Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета - они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание. Вот только четких безопасных пределов «общения» с компьютером пока не установлено. Поэтому грань между нормальным отношением к своему гаджету и зависимостью к нему очень тонкая, и у каждого своя.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Важно! Зависимость от компьютера формируется быстрее всех остальных зависимостей - от 6 месяцев до 1 года «общения» со своим гаджетом.

Основные причины компьютерной зависимости

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

  • Информационный голод . Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет - дать ее в любом количестве и по любому вопросу.
  • Зарядка для мозга . Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий.
  • Потребность в общении . Еще одна особенность человека - необходимость общения. Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.
Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.

Основные психологические причины компьютерной зависимости:

  • Личностные качества . Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше.
  • Уход от реальности . То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо - но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности.
  • Одиночество . Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях - там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом.
  • Побочные эффекты воспитания . А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье.
  • Вынужденное снижение социальной активности . В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности), отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы - шизофрения, депрессия.

Признаки зависимого человека

Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические.

Психические признаки


Психические признаки зависимости от компьютера:
  1. Зависимость настроения от нахождения за компьютером . За ним - отличное настроение, эйфория, смешанные с чувством вины; без него - раздражительность, депрессия, агрессивность, ощущение опустошенности и незнания, чем себя занять.
  2. Потеря контроля над временем . Интернет зависимость стирает для своего пленника границы времени, понятия дня и ночи. При этом общение со своим гаджетом неуклонно увеличивается незаметно для зависимого.
  3. Невозможность остановиться . Зачастую пленника компьютера практически невозможно оторвать от «оккупанта». Необходимость прервать игру (общение, просмотр сайтов и т.д.) вызывает у зависимого человека сопротивление, негодование, агрессивность. Игроманы зачастую одержимы целью: достичь определенного уровня, получить все бонусы, пройти всю игру, а затем и все подобные игры. При этом окончательной цели у него нет (благодаря разработчикам игр), поскольку игровой мир все время пополняется новыми версиями виртуальной реальности. Даже если по какой-то причине игра ему не нравится, он не встанет из-за компьютера. Он найдет другую игру.
  4. Игнорирование окружающего мира . Интернет-зависимость, как ревнивая вторая половинка, со временем вытесняет из окружения своего «раба» всех, кто может помешать их «отношениям». То есть семью, работу, учебу, личные отношения, увлечения и хобби. Зависимый человек предпочтет компьютер любому другому занятию, даже некогда самому любимому.
  5. Отрицание проблемы . Как и любая другая мания, компьютерная игровая зависимость не признается человеком, который попал в ее «объятия». В лучшем случае он осознает, что слишком много времени уделяет виртуальной реальности, и обещает исправиться (и себе, и окружающим). Но не сдерживает эти обещания, даже прибегая к вранью. В худшем случае просто отрицает какую-либо зависимость и вред от нее.
  6. Раздражительность . Наблюдается из-за невозможности выйти в интернет (поломка гаджета, отсутствие Wi-Fi, не проплаченный траффик), а также его низкой скорости.
  7. Сведение к минимуму потребностей . Человек, попавший в сети компьютера, перестает следить за собой, полноценно питаться, высыпаться. Отставляет на задний план элементарные гигиенические процедуры.

Физические признаки


Физические признаки компьютерной зависимости:
  • Проблемы со зрением . А именно близорукость, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, которые возникают из-за перегрузки зрительного аппарата, которая, в свою очередь, происходит вследствие длительной работы у монитора.
  • Патологические изменения опорно-двигательного аппарата . Так, вынужденная поза за компьютером с согнутой спиной со временем может привести не только к болевым ощущениям в спине и шее, но и к искривлению позвоночника, развитию остеохондроза и даже межпозвоночных грыж. Напряжения мышц руки и пальцев на мышке могут закончиться в лучшем случае мышечной болью, в худшем - ущемлением нервов, сухожилий (карпальный синдром).
  • Нарушения в пищеварительной системе . Нерегулярное и неполноценное питание может закончиться для геймера или любителя соцсетей гастритом, язвенной болезнью, хроническими запорами. А в сочетании с длительным пребыванием в сидячей позе - и геморроем.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы . Малоподвижный образ жизни и длительная сидячая поза способствует застою крови и как следствие развитию варикоза. Тот же малоподвижный образ жизни, подкрепленный калорийными перекусами, может поспособствовать и появлению холестериновых бляшек в сосудах, то есть атеросклероза.
  • Истощение нервной системы . Из-за необходимости постоянного внимания и обработки больших объемов информации, а в случаях с играми - и быстрого принятия решений, нервная система истощается. Наступает утомление. В результате недосыпания, отсутствия свежего воздуха, плохого питания мозг просто не успевает отдыхать, а нервная система - восстанавливаться. Поэтому утомление постепенно растет и переходит в хроническую усталость. Кроме этого, нервы постоянно «подрываются» негативными эмоциями - от скандалов с родными, проблем на работе или в учебе, своих неудачных решений или неправильных ходов других игроков, низко оцененных фото или удаления из друзей в соцсетях.

Разновидности компьютерной зависимости


Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

  1. . Постоянное «зависание» в социальных сетях со временем заменяет реальное общение, дружбу, личные отношения. Группа риска: неуверенные в себе люди, а также не реализовавшие себя в жизни (на работе, в семье, в личной жизни, в общении).
  2. Компьютерные игры . Наиболее опасны в этом плане многопользовательские игры в режиме онлайн. Они дают наиболее оптимальную иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. Они дают титулы, звания, рекорды и даже любовь. При этом любая ошибка или неверное решение - не проблема. В виртуальном мире можно все исправить, начать заново. То есть в нем есть то, чего нет в реальном мире. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия.
  3. Увлечение порносайтами . Человек, страдающий такой зависимостью, отдает предпочтение сексуальной разрядке у экрана монитора, а не с живым партнером. Для этого он использует порносайты и порнофильмы, заменяя реальный секс виртуальным. Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений.
  4. Навязчивый серфинг . Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями.
  5. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн . Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам.
Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание (боязнь) эту жизнь менять.

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий - врачи соответствующего профиля.

Подготовка к лечению компьютерной зависимости


Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека - его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем - на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Психологическая коррекция компьютерной зависимости


Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера - найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки.

Одно из важных направлений такого лечения - вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость - гипноз.

Важно! На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости


Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

  • Антидепрессанты (в случае депрессивных состояний).
  • Успокоительные (для снятия раздражительности, чрезмерной нервозности). В том числе растительного происхождения (препараты душицы, родиолы розовой, жень-шеня). Последние обладают не только успокаивающим действием, они способны улучшать работу мозга, нормализовать сон, стимулировать иммунитет.
  • Витамины, а точнее витаминно-минеральные комплексы (для компенсации дефицита, возникшего в результате нарушений в питании). Основной упор делается на витамины группы А и Е, селен, которые оказывают положительное влияние на органы-мишени компьютерной зависимости - головной мозг и глаза.
  • Симптоматические препараты для лечения проблем с глазами, позвоночником, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой.
Любые медикаменты в лечении зависимости должны назначаться только врачом. Точно так же под контролем специалиста должна быть и эффективность их применения.

Как избавиться от компьютерной зависимости - смотрите на видео:


Полностью изолировать человека от компьютера сегодня невозможно, а вот попасть к нему в зависимость очень легко. И чтобы не тратить свои силы и силы своих родных на излечение, лучше научиться находить нужные эмоции и решать проблемы в реальности.

Несколько десятилетий назад компьютер для людей был прорывом в технике. Встретить его в квартире было большой редкостью. Сегодня он есть наверно у каждого. Его используют для работы, поиска необходимой информации, отдыха.

Не существует ни одного человека на планете, не игравшего или хотя бы не слышавшего о компьютерных играх. Первые симуляторы изобрели еще в 50-х гг. Зачастую такие программы создаются по сюжетам книг и кинофильмов.

Производство компьютерных игр приобрело мировые масштабы. Пару часов в неделю такого времяпрепровождения, конечно, никому не принесет вреда. Однако чрезмерное увлечение провоцирует формирование тяги.

Игра присутствует в жизни каждого: футбол, развлечения в детсаде, шашки и остальные. Но компьютерные симуляторы отличаются от них: заставляют погружаться в вымышленный мир, далекий от реальности.

Игровая зависимость от компьютерных игр - уход от действительности в киберпространство. Психологическое состояние зависимого меняется. Больной путает действительность с придуманным миром. В запущенных случаях воображение становится единственной средой обитания.

Имеется много разновидностей компьютерных игр.

Наиболее опасными для психологического состояния являются сетевые.

Зависимый погружается в жизнь выдуманного героя: влюбляется, заводит друзей, враждует. В киберпространстве эмоции ярче, насыщеннее.

Психология игровой зависимости характеризуется:

  • дезориентацией во времени;
  • нескончаемым чувством чего-то нового;
  • искаженным пониманием своего «Я»;
  • нарушением сознания;
  • антисоциальными характеристиками;
  • ощущением виртуальной власти;
  • нарушением волевого аспекта.

Зависимости больше подвержены школьники, студенты. Это обусловлено незрелостью психического развития, внушаемостью в силу юного возраста.

Болезнь наблюдается и у взрослых. Человек уходит из реального мира в киберпространство во время кризисов, трудностей, при наличии тяжелых заболеваний.

При зависимости от симуляторов наблюдаются изменения:

  • увеличение чувства тревоги;
  • сильный страх, панические атаки;
  • чрезмерная агрессивность, раздражительность;
  • девиантная поведенческая модель, социопатия;
  • появление склонности к насилию;
  • повышение риска возникновения психических нарушений.

Согласно статистике, игровой зависимости больше подвержены мальчики-подростки. 80% из них проводят в виртуальной реальности более семи часов в сутки. 50% девочек играют максимум пять часов в день.

Компьютерная игромания наносит серьезный вред человеческой психике. Зависимые люди «выпадают» из социума, становятся агрессивными, раздраженным. Их почти невозможно контролировать.

Понятие игровой компьютерной зависимости

Игровая компьютерная зависимость определяется, как расстройство мозга, мотивации, памяти и взаимосвязанных с ними систем. Эти проблемы вызывают определенные психологические, физиологические, социальные и духовные проявления.

Зависимый утрачивает способность к воздержанию, контролю над поведением. У него наблюдается сильная тяга, ненормальная эмоциональная реакция. Он не осознает и не видит своей проблемы. Для болезни свойственны ремиссии и рецидивы. Если не принять меры, то патология приведет к инвалидности и смерти.

Компьютерная игровая зависимость - разновидность взаимоотношений человека и машины. Это чрезмерное эмоциональное привыкание ни к технике, а к тому, что она дает. Больной жаждет заполнить все время играми, но это невозможно по объективным причинам.

Ребенку мешает школа и родители. Взрослому - семья, работа. Если этих факторов не будет, то зависимый полностью погрузиться в выдуманный мир. Вытянуть его оттуда крайне тяжело.

Конечным этапом развития зависимости будет полное погружение в киберпространство. Звучит устрашающе, но это нужно принять как неизбежное. Однако этого удастся избежать, если начать лечение.

Патогенез формирования

Распространенной причиной формирования патологического влечения становятся особенности личности, черты характера. Обидчивым людям, склонным к хроническим депрессиям, имеющим заниженную самооценку, свойственно уходить от «жестокой» действительности.

В реальности они не могут наладить межличностные отношения, становятся своего рода «изгоями». В киберпространстве их никто «не достает», не мучает вопросами. Там они могут быть тем, кем хотят. Таким образом формируется зависимость, с которой тяжело справиться без профессиональной помощи.

Патология может развиться из-за невосприятия себя таким, как ты есть, от одиночества и непонимания близких людей. Больной постоянно находится в напряженном состоянии, эмоциональном истощении.

Зависимость бывает следствием воспитания в детстве и обусловлена гиперопекой или высокими требованиями родителей.

В первом случае ребенок вырастает несамостоятельным. Он привык, что за него все решали родственники и во взрослой жизни не способен что-то сделать сам. В игре все проще: она проста в действиях и в ней все заранее решено.

Во второй ситуации у ребенка формируется очень низкая самооценка. В компьютере можно постоянно быть лидером, самоутверждаться за счет виртуальной реальности.

Зачастую людям бывает не интересна их реальная жизнь, поэтому они погружаются в киберпространство. Они просто не понимают, что можно найти себе увлечение, хобби. Заняться спортом, начать путешествовать, а не убегать от действительности в игры.

Стадии и последствия

Развитие патологической тяги происходит поэтапно:

  • Легкая заинтересованность: больной проходит адаптацию.
  • Увлеченность: проявляется сильная тяга. Каждый сеанс дольше, ставки увеличиваются. На этой стадии человек еще может противостоять своему влечению.
  • Зависимость: тяга к симуляторам достигает наивысшего значения. Человек постоянно борется с желанием играть. Отказаться от «хобби» становится практически невозможно. Время пребывания за компьютером резко увеличивается.
  • Привязанность: предыдущий этап длится продолжительное время. После этого тяга стихает и набирает оборот с большей силой. Игра становится смыслом жизни для больного, деньги являются только символом. Человек не в состоянии самостоятельно побороть свое пристрастие. Зависимый отвлекается от компьютера только по принуждению.

Последствия игровой мании:

  • регулярные конфликты с родственниками, распад ячейки общества;
  • потеря друзей;
  • понижение социального статуса;
  • большие денежные долги;
  • деградирование.

Чтобы избежать всех перечисленных проблем, патологическое состояние нужно своевременно выявить и начать лечить.

Признаки и симптомы

Определить патологическую тягу нетрудно. Признаки компьютерной игровой зависимости:

  • Перед игрой человек находится в хорошем расположении духа, в экстазе перед началом действия. Он стремится поскорее закончить все дела, чтобы погрузиться в виртуальный мир.
  • В процессе игры зависимый перевозбужден, эмоциональное состояние приподнято. Все чувства обостряются.
  • Если по каким-то причинам нужно оторваться от компьютера, человек раздражается, тревожится.
  • Сократить время нахождения за техникой становится невозможно.
  • Тяга изначально проявляется эпизодами, затем приобретает систематичность.
  • Больной постоянно обещает прекратить играть и начать проводить время с близкими. Его слова ни к чему не приводят.
  • Игра является способом ухода от трудностей, одиночества, плохого настроения и т.д.

Все перечисленные признаки говорит о формировании зависимости. С ней необходимо бороться, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

  • Нужно внимательно следить за временем, которое проводится за компьютером. Желательно записывать на бумагу, во сколько началась игра и когда она закончилась. В конце недели подсчитать количество часов, уходящее на сомнительное занятие. Цифра заставит серьезно задуматься.
  • Необходимо установить лимитированное время в игре. Для удобства можно поставить таймер. Если даже после его сигнала действие за компьютером не прекращается, хотя бы будет известно точное время, потраченное на «хобби». Если зависимость находится не совсем в запущенной форме, можно выбрать определенные дни или часы, посвященные виртуальной реальности. Рекомендуется установить денежный лимит, который ежемесячно будет расходоваться в игре.
  • Желательно выбирать симуляторы, прохождение которых не занимает много времени. Некоторые игры тяжело пройти, и они затягивают в виртуальный мир еще сильнее.
  • Нельзя воспринимать симулятор, как некое соревнование. Это всего лишь игра и не нужно бояться ее прекратить, так и не дойдя до финала. Это виртуальный мир, никто не будет осуждать за то, что дело не доведено до конца.
  • Нужно заслужить время за компьютером. Нельзя садиться за игры, пока не будут выполнены все дела. Не нужно полностью отказываться от своего увлечения. Необходимо просто понять всю многогранность окружающего мира.
  • Игры за компьютером рекомендуется заменить их трансляциями. В это время необязательно находиться за монитором. Можно заняться полезными делами. Например, убраться в квартире или приготовить обед.
  • Если возникает осознание того, что пора вернуться в реальность, рекомендуется резко отказаться от компьютерных игр. Сделать это тяжело, но необходимо. Можно удалить с оборудования все симуляторы, отдать диски знакомым на определенное время. После этого больше времени будет проводиться с близкими и придет осознание, что киберпространство не способно заменить настоящий мир.
  • Чтобы избавиться от зависимости навсегда, нужно определить причину, по которой она сформировалась. Устранив ее, получится освободиться от патологического влечения.

Если самостоятельно побороть зависимость не получается, нужно обратиться к специалисту.

Чтобы определить наличие зависимости, необходимо согласиться или опровергнуть перечисленные утверждения:

  • Нахождение за компьютером продолжается часами. Можно отказаться от потребления еды, гигиенических процедур и прочего, чтобы продлить сеанс в игре.
  • Регулярно происходят задержки в игре больше планированного времени.
  • О себе человек мыслит, как о виртуальном персонаже с репутацией в игре, а не как о реальной личности.
  • Киберпространство важнее общения с людьми в реальном мире (даже иногда).
  • После прохождения игры чувствуется наслаждение. Хочется опять испытать эйфорию, адреналин, удовлетворение повторно.
  • От симулятора тяжело оторваться, даже по чьей-то просьбе.
  • Остановить игру во время важных событий (баталий, боев и т.д.) сложно.
  • Приходится скрывать увлечение компьютерными играми, потому что стыдно признаться сколько времени на это уходит.
  • Близкие замечают патологическое пристрастие.
  • Из-за симуляторов не хватает времени на учебу, домашние обязанности, работу и т.д.
  • При невозможности сесть за компьютер, ухудшается настроение.
  • Погружение в вымышленный мир происходит даже на рабочем месте, в учебном заведении.
  • Из-за игр были прогулы на работе, учебе.
  • За компьютером намного легче снять стресс, чем применяя другие методы.
  • Из-за игр ухудшились взаимоотношения с друзьями, семьей.
  • В симуляторы вкладываются денежные средства, необходимые для иных целей.

Чем больше положительных ответов, тем выше риск развития игровой зависимости.

Если их более 50%, то нужно обратиться за консультацией к специалисту. Патология начала развиваться.

Профилактические мероприятия

Специфической профилактики не существует. Снизить вероятность формирования тяги к компьютерным играм поможет соблюдение рекомендаций:

  • если человек много времени уделяет виртуальной реальности, его нужно показать доктору;
  • нужно постараться вникнуть в смысл симуляторов, в которые играет близкий: это поможет найти точки соприкосновения, построить доверительные отношения;
  • нельзя критиковать при человеке, увлеченным компьютером, игры: нужно мягко выражать мысли по этому поводу;
  • необходимо понять, что именно привлекает в киберпространстве, чего не хватает в реальности;
  • ограничить доступ к книгам, фильмам, играм с насилием: это подавит агрессивность.

Перечисленное снизит риск появления зависимости. Однако если человек много времени проводит за компьютером, проявились первые симптомы патологического влечения, его нужно уговорить нанести визит доктору.

просмотров